САРАТОВ, 14 декабря, ФедералПресс. В Саратове прошла пресс-конференция, посвященная современным методам профессиональной подготовки.
В России созданы центры, в которых будут обучать профессиям будущего. Применять при этом тоже будут технологии будущего, в том числе, обучение при помощи виртуальной реальности.
Об этом на прошедшей пресс-конференции рассказал руководитель отдела развития СПО Национального фонда подготовки кадров Глеб Сафонов. По словам Сафонова, в России уже создано 30 центров опережающей профессиональной подготовки (ЦОПП), всего их к 2024 году будет 100. Инициатором создания стал президент РФ Владимир Путин.
Центры будут использовать материально-техническую базу ссузов и вузов, которую дооснастят в случае необходимости современным оборудованием и техникой.
«Центры разрабатывают программы, которых еще нет, они нужны завтра инновационно развивающимся предприятиям, нужны для развития регионов», – пояснил Глеб Сафонов.
Он уточнил, что 15 центров было открыто в 2019 году, 10 – в 2020 году, откроется до конца декабря еще 5. На их создание выделено 700 млн руб.
Марина Горюнова, руководитель ЦОПП Бурятии, рассказала о том, что обучение могут пройти все желающие, нижняя планка - школьники от 12, верхняя - пенсионеры до 65 лет.
«Можно получить профессию по короткой программе в минимальные сроки. Есть комплексные программы, есть дистанционное обучение», – уточнила Горюнова.
Кира Галямова, директор ЦОПП Башкортостана сравнила центр с агрегаторами, работающими по принципу «единого окна», где гражданин может пройти обучение и оставить о себе информацию, а работодатель – получить информацию о программах и кандидатах и обучить персонал под свои потребности. Она привела конкретный пример: в Башкортостане нужны швеи, а учреждения профессионального образования готовят закройщиков и портных. Но это разные специальности, у них различные компетенции.
«Люди, умеющие шить, есть, но они не закрывают имеющиеся вакансии. ЦОПП нужен, чтобы найти этот дефицит и его устранить. И такую работу мы ведем по всем отраслям», – пояснила она.
ЦОПП помогает решить проблему несоответствия учебных программ реальным требованиям работодателя, повышая компетенции выпускников. Причем это можно делать за счет предприятий.
«Такие программы бесплатны для соискателей, хотя гражданин может их и оплатить сам. Тогда ему предоставят возможность учиться по индивидуальной программе», – отметила Евгения Михалева, руководителя ЦОПП Воронежской области.
Она поделилась собственным опытом: за два месяца ЦОПП нашел для ретейла «Магнит» 500 сотрудников, а одному из сельхозпредприятий – более 300 механизаторов.
Также система могла бы взять на себя функцию проведения профориентации школьников и обучению их первой профессии. Здесь мог бы быть применим принцип учебно-производственных комбинатов.
Кроме того, обучение с применением высоких цифровых технологий позволяет освоить компетенции по стандартам «WordlSkills».
Как пояснил Глеб Сафонов, обучение на базе ЦОПП – это не только доступный и качественный процесс образования и получение актуальных профессий, но и возможность перевести обучение в дистанционный формат, в том числе и сдачу квалификационных экзаменов, что востребовано в условиях пандемии.
Помимо Саратова, центры созданы в Санкт-Петербурге, Амурской, Астраханской, Волгоградской, Воронежской, Иркутской, Кемеровской, Московской, Новгородской, Сахалинской, Свердловской, Тверской, Томской, Тюменской, Ростовской, Самарской, Нижегородской, Новосибирской областях, Ставропольском, Забайкальском, Алтайском, Краснодарском, Пермском краях, Северной Осетии, Татарстане, Башкортостане, Бурятии, Дагестане, Якутии.