В пике пандемии жители Екатеринбурга стали тратить почти на треть больше денег на продукты питания. В то же время траты на одежду, развлечения и авиабилеты сократились почти в 10 раз. По методике, одобренной ООН, такая пропорция свидетельствует об общем качестве жизни на уровне «ниже среднего». Что жители Екатеринбурга активнее покупали в пике пандемии, а на чем пришлось экономить – в материале «ФедералПресс».
На что тратили больше
В период карантина россияне стали чаще покупать продукты, медицинские товары и косметику. Об этом говорится в исследовании ЮMoney – бывшие Яндекс.Деньги. копия есть у «ФедералПресс». Аналитики сравнивали платежи жителей Екатеринбурга с марта по май в 2019 и 2020 годах.
Весной больше всего выросли покупки продуктов питания. В марте траты увеличились на 27 %, в апреле – на 26 %, а в мае – на 29 % в сравнении с теми же месяцами прошлого года. В апреле, в разгар пандемии екатеринбуржцы стали совершать более крупные единоразовые покупки. В марте средний чек вырос на 6 % до 336 рублей, а в апреле – на 36 % до 402 рублей. Средний чек в мае вырос на 25 % – 359 рублей.
Существенно выросло потребление медицинских препаратов и товаров. В марте этого года в екатеринбургских аптеках жители оставили на 53 % больше денег, чем годом ранее. В апреле — на 11%. Вырос и средний чек: в марте на 53 % (до 448 рублей), в апреле — на 11 % (до 502 рублей), в мае – на 2 % (до 419 рублей)», – указали в исследовании.
Во время самоизоляции увеличились траты на онлайн-курсы и тренинги на 28 %. Причем в марте средний чек на данные покупки оставался прежним, расти он начал только в апреле – на 22 % (до 1556 рублей). В мае рост составил 17 % со средним чеком 1194 рубля. Следовательно, во время пандемии жители Екатеринбурга начали покупать более дорогие тренинги, либо продавцы лекций повысили цены на свой товар.
Что покупали меньше
На одежду в апреле россияне потратили на 90 % меньше, чем годом ранее. В мае падение составило 86 %. В апреле средний чек на одежду остался таким же – 1936 рублей. В мае люди стали экономить на одежде, и средний чек сократился до 1515 рублей, упав на 7 % в сравнении с маем 2019 года.
На кафе и рестораны в Екатеринбурге тратили на 84 % меньше в апреле и на 78 % в мае. При этом средний чек вырос на 5 % (до 480 рублей) в апреле и на 4 % (до 447 рублей) в мае.
Вместе с ресторанами пострадали и книжные магазины. Духовную пищу покупали на 84 % меньше в апреле и на 72 % в мае. При этом и покупки в книжных магазинах стали скромнее: средний чек снизился на 43 % (228 рублей) в апреле и на 38 % (230 рублей) в мае.
Расходы екатеринбуржцев на авиабилеты и бронирование отелей снизились на 16 % в марте. После ужесточения мер самоизоляции падение усилилось – на 80 % в апреле и на 94 % в мае. Средняя стоимость купленных авиабилетов в апреле снизилась на 38 % (5798 рублей) и на 36 % в мае (5857 рублей).
Общее положение россиян – «ниже среднего»
В апреле средняя российская семья тратила 46 % своих доходов на продукты питания, отмечал исследовательский холдинг «Ромир». При этом в 2019 году значение не превышало 36 %. «В первую очередь рост расходов на питание связан с ростом цен на продукты питания», объясняется в сообщении «Ромир». В апреле этого года расходы семей снизились на 17 % в сравнении с этим же месяцем год назад. Отметим, что по методике, одобренной ООН, уровень жизни в стране, где население тратит на еду 40-50 % всех своих доходов, считается ниже среднего.
Негативная тенденция подтверждается и тем, что во втором квартале 2020 года число россиян с доходами ниже прожиточного минимума достигло 19,9 млн человек – 13,5 % от населения страны. Иными словами, каждый седьмой житель России во время пика пандемии не мог позволить себе даже самое необходимое. Покупательная способность россиян снизилась до минимума за последние 10 лет. У жителей страны стали возникать трудности с покупкой говядины, рыбы, риса, яблок, молока, сливочного масла и других продуктов первой необходимости. Выяснили в Центре развития ВШЭ.
По данным Росстата, реальные располагаемые доходы населения упали на 8 % во втором квартале – это было самое сильное падение в текущем веке. В сравнении с первым кварталом предприниматели стали получать на 41 % меньше дохода. Малый-средний бизнес составил 3,5 % от дохода всего населения.
Фото:ФедералПресс / Полина Зиновьева, Елена Майорова