ЕКАТЕРИНБУРГ, 27 января, ФедералПресс. В Екатеринбурге идет реализация транспортной реформы, направленной на улучшение ситуации с общественным транспортом. После перехода на брутто-контракты должны появится денежные средства на своевременный ремонт подвижного состава, а также на повышение зарплат водителей. Высокая, по сравнению с другими городскими специальностями, заработная плата, по мнению властей Екатеринбурга, поможет решить кадровый дефицит в общественном транспорте. Водитель одного из муниципальных автотранспортных предприятий уральской столицы в беседе с «ФедералПресс» скептически оценивает предпринятые усилия. О глубоких проблемах, связанных с общественным транспортом города и неприемлемом поверхностном подходе в их решении, – в материале «ФедералПресс».
«Рабочее время – это моя жизнь», – рассказывает Анатолий (имя изменено) – мужчина средних лет, работающий водителем в одном из транспортных предприятий Екатеринбурга и имеющий 1 класс по специальности.
В декабре за 200 часов работы он получил порядка 90 тысяч рублей (это после 10%-го повышения заработной платы). В зависимости от маршрута дневная выработка составляет где-то 13 часов, учитывая обеденное время. Утренние смены начинаются в 5–6 часов, при этом водитель должен приехать в гараж в 4 утра, чтобы пройти медкомиссию и подготовить автобус к работе. График водителей подразумевает выход и во вторую смену с 13 либо с 16 часов.
«Конечно, у нас есть водители, которые вырабатывают 220–230 часов, получая 115 тысяч рублей за месяц. Есть коллеги из стран ближнего зарубежья, которые буквально спят в машинах. У них в месяц может выходить и до 240 часов, но в этом случае адекватного отдыха не получится», – говорит Анатолий.
Напомним про страшную аварию в Санкт-Петербурге, в которой погибли несколько пассажиров. Одной из причин ДТП стал ненормированный график работы водителя.
Помимо изнуряющей работы за рулем, водитель посетовал на отсутствие элементарных туалетов на конечных остановках, вечно забитые полосы для движения общественного транспорта, а также сложные отношения с водителями-иностранцами, работающими на коммерческих автобусах. В борьбе за пассажиров они часто устраивают гонки на проезжей части, сознательно занимают середину остановки, не уступая муниципалам.
Отдельная серьезная проблема – ремонт автобусов. Сейчас на стоянке автопредприятия находится порядка 50–70 сломанных автобусов НефАз и МАЗ.
«Нету никаких запчастей. Как таковой ремзоны нет. Работают человек 5 слесарей. Что могут ребята, то и делают. Нету средств, чтобы содержать ремзону. Сейчас что-то стараются сколотить, чтобы машины двигались», – отметил Анатолий.
При этом в мэрии рассказывали о закупке 30 новых автобусов в прошлом году и анонсировали приобретение новых больших автобусов в этом.
В администрации Екатеринбурга относительно графика работ водителей пояснили: в филиале ЕМУП «Гортранс» «Автобусные перевозки» графики работы водителей составляются в соответствии с Приказом Министерства транспорта РФ № 424 от 16.10.2020 года исходя из нормы рабочего времени в месяце. Отработка в день по 13 часов не допускается, кроме случаев опозданий по причине дорожных заторов. Кроме этого, если отдых между сменами составил менее 12 часов, водитель не будет допущен к работе. Это касается всего водительского состава, включая трудовых мигрантов. По причине дефицита кадров работа в выходные дни приветствуется, но только в том случае, если это не противоречит вышеназванному приказу.
По поводу ремонтов автобусов в «Гортрансе» рассказали, что мастерские, где производится текущее устранение повреждений, есть на каждом автопредприятии. На сегодняшний день в филиале более 200 автобусов находятся на гарантийном и постгаранийном обслуживании. Недостатка в технически исправном подвижном составе предприятие не испытывает. К новым автобусам запчасти от старых автобусов не подходят.
Кроме этого, источник в мэрии отмечает, что за последний год администрация города и «Гортранс» сделали больше, чем за несколько предыдущих лет. Решить сразу накопившиеся за десятилетия проблемы городского общественного транспорта не получится.
Напомним, ранее «ФедералПресс» писал о том, что администрация Екатеринбурга потратит 8 млрд на заключение брутто-контрактов с транспортными предприятиями.
Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева