ТЮМЕНЬ, 22 июня, ФедералПресс. Страшное известие 22 июня 1941 года в татарское село Ембаево под Тюменью принес верховой. Мужчина прискакал днем и начал кричать: «Война, война!», а потом направился к сельскому совету.
«Днем прискакал верховой, начал кричать по-русски: «Война, война!» Тогда радио в нашем селе не было, мы ничего не знали», – рассказала жительница села Ембаево Аза Ахметова.
Мужчина направился в здание сельского совета, начались сборы. На следующий день в город пошли обозы, на телегах ехали мобилизованные и провожающие. Было много добровольцев. Среди призванных оказался отец Азы Гумер. До начала войны он был директором школы крестьянской молодежи в Ембаево. Как учителя его направили в Новосибирское пехотное училище. На войну он не попал по состоянию здоровья и был комиссован.
«Когда отца призвали, мама была беременной. В августе она родила мою сестру Изу», – отметила очевидица событий.
Позже для нужд фронта стали передавать лошадей, школьники собирали для госпиталей шиповник и работали на полях. Осенью 1941 года в село привезли ссыльных немцев с Поволжья и ленинградских ребят из детских домов. Немцев расселили по домам селян, это были в основном старики, женщины и дети. Большую часть немецких мужчин отправили на лесозаготовки. Местные жители и ссыльные плохо понимали по-русски. Многие немцы научились говорить по-татарски и умели изъясняться на этом языке до самой старости. Для детей из Ленинграда выделили двухэтажное здание, построенное в XIX веке.
Вскоре в село стали приезжать эвакуированные семьи с запада страны. Местных жителей уплотняли, чтобы расселить беженцев.
«ФедералПресс» рассказывал ранее о том, что тюменцы выложили из свечей силуэт торпедного катера в память о павших в войне. В городе прошла акция «Свеча памяти».
Фото: Komsomolskaya Pravda / Global Look Press / globallookpress.com