Южноуральские горнолыжные курорты фиксируют увеличение туристического потока. Но не все так просто: конкуренция растет, и местным горнолыжным центрам придется приложить максимум усилий, чтобы сохранить клиента. Что делают «горнолыжки» Южного Урала в борьбе за турпоток и принесет ли это успех – в материале «ФедералПресс».
В 2019 году, по оценкам директора Центра развития туризма Челябинской области Дмитрия Столбова, туристический поток на местные горнолыжные курорты вырос на 5–7 %. По словам руководителя центра, эти цифры – очень хороший результат для региона, потому что в этой сфере развернулась жесткая конкуренция.
«Курорты Южного Урала находятся в жесткой конкуренции – у Свердловской области есть своя гора Белая, в Башкирии тоже есть крупные объекты. Поэтому нашим горнолыжным курортам нужна какая-то изюминка. Турист хочет не просто покататься, он хочет попить горячего чая или глинтвейна, полюбоваться красотой природы и отдохнуть. Поэтому здесь все имеет значение: долго ли будет он стоять в очереди на подъемник, какой сложности будет гора, как далеко стоянка для авто, есть ли прокат, где он может переодеться, и так далее», – отмечает Дмитрий Столбов.
При этом каждый из региональных горнолыжных комплексов по-своему решает задачу по увеличению турпотока. Во-первых, большая часть курортов установила комплексы искусственного оснежения. Однако денег на это хватило не у всех. Так, два горнолыжных курорта – Аджигардак и Завьялиха – до сих пор не работают. Как пояснила заместитель генерального директора по российским направлениям турбюро «Спутник» Дарья Ерхова, снега в этом году выпало мало, поэтому они еще не открыли сезон катания.
Еще один способ увеличения турпотока – проведение международных соревнований, считает Дмитрий Столбов. «Хотелось бы, чтобы каждый курорт старался увеличить узнаваемость на международном уровне. Огромную роль в притяжении туристов играют наши мероприятия, которые проходят на курортах. Например, почему бы не провести соревнования среди стран-участниц ШОС и БРИКС?! У нас есть богатый опыт в проведении подобных мероприятий», – предлагает Столбов.
Слова владельца горнолыжного комплекса «Солнечная долина» Олега Сиротина также подтверждают, что проведение международных соревнований действительно может стать эффективным способом продвижения местных курортов. «У нас практика проведения соревнований с 2005 года. Порядка 20 федеральных соревнований в сезон проводятся. Что нужно для этого? Коллектив, специальные спортивные сооружения и третье – поддержка региональной власти. Потому что очень много аспектов касаются их работы: начиная от создания безопасности на курорте и заканчивая самой процедурой гостеприимства, – рассказывает Олег Сиротин – Конечно, объективно тягаться с Альпами Уральским горам сложно. Но информационный охват после каждого проведения кубка мира – больше 10 миллионов человек по всему миру».
В том числе благодаря повышению узнаваемости в «Солнечной долине» динамика роста составляет 10–15 % ежегодно, отмечает Олег Сиротин. Впрочем, в Челябинской области пока только два курорта могут принимать международные соревнования – помимо «Солнечной долины» еще и «Банное». Другие «горнолыжки» стараются завлечь клиентов своей инфраструктурой.
По словам Дмитрия Столбова, в основном курорты Южного Урала рассчитаны на локальных туристов. Но для успешной работы «горнолыжки» важно привлечь туристов из других регионов России и стран мира. Однако чтобы стать более конкурентоспособными, курортам необходимо вложиться в инфраструктуру – этот момент стал давно определяющим для клиентов.
«По уровню продаж в этом году спрос на горнолыжные курорты Южного Урала на уровне прошлого года, – говорит Дарья Ерхова. – Большая часть клиентов приезжают на горнолыжные курорты семьями. Из всей семьи заядлых горнолыжников, как правило, один-два человека. Остальные хотят просто отдохнуть на природе. Поэтому чем больше разными предложениями инфраструктурными обладает курорт, тем он интереснее лыжникам».
Впрочем, по словам Дарьи Ерховой, с инфраструктурой у курортов Южного Урала все хорошо. При этом цены на катание в регионе на уровне средних по стране, отмечает эксперт. «У нас горнолыжные центры находятся на хорошем уровне, с достойными подъемниками, хорошей инфраструктурой апре-ски (то есть после катания). Например, в Абзаково большая часть трасс с освещением для вечернего катания. Горнолыжный центр «Евразия» тоже с каждым годом набирает обороты. Наши горнолыжные центры пользуются популярностью не только у жителей регионов, но и в целом по России. Очень много лыжников приезжает из Самары, Казани, Москвы».
Вместе с тем у многих курортов нет возможности построить гостиницы, рестораны и другие объекты отдыха, чтобы привлечь иностранных туристов. Главным образом турпоток перетягивает на себя Сочи, говорят эксперты. При этом основная проблема в том, что сами собственники недостаточно вкладываются в свои объекты.
«Если спросишь в любой момент у предпринимателя: есть лишние денежные средства? Нет. Но я могу точно так же ответить. И это позиция собственников: как привлекать инвестиции, как отрабатывать. Это умение делать бизнес», – делает вывод Олег Сиротин.
Фото:Pxhere