Top.Mail.Ru
Экономика
Москва
1

Жесткий график, штрафы и сдельная оплата труда. Чем недовольны российские пилоты?

МОСКВА, 16 июня, ФедералПресс. Российские авиакомпании пытаются всеми силами удержать пилотов в нашей стране. Об этом заявил президент «Шереметьевского профсоюза летного состава» (ШПЛС) Игорь Дельдюжов по итогам пресс-конференции в «Национальной службе новостей», отвечая на вопрос корреспондента «ФедералПресс».

Дело в том, что за последнее время в России зафиксирован отток командиров воздушных судов (КВС), которые в связи с лучшими условиями труда все чаще стараются трудоустроиться в авиакомпании Юго-восточной Азии, в частности – в китайские. И в целях предотвращения отъезда высококвалифицированных кадров за границу уже как минимум несколько отечественных авиакомпаний ввели стимулирующие выплаты «подъемных» средств для КВС и вторых пилотов, принимаемых на работу. Недавно об этом заявили в крупнейшем российском перевозчике – «Аэрофлоте». По словам источника «ФедералПресс», подобные меры действуют в авиакомпаниях «Россия» и S7.

«Размер выплат в некоторых случаях составляет до миллиона рублей. Часть из них получает командир воздушного судна, часть – второй пилот», - рассказал журналистам пилот Александр Шмелев.

По словам Игоря Дельдюжова, такие меры вынуждены вводить все российские перевозчики, но перспективы туманны, потому что есть много условностей.

«Это как ссуда, как кредит. Дают ее не всем и в случае преждевременного увольнения ты обязан ее будешь вернуть. Плюс это одноразовая выплата, которая общей картины в долгосрочной перспективе не меняет», - отметил глава ШПЛС.

Он добавил, что основная проблема работы в российских авиакомпаниях и в «Аэрофлоте» конкретно – жесткий график, выраженный в отсутствии достаточного количества выходных дней, штрафовании сотрудников за различные провинности и низкий уровень заработной платы по сравнению с зарубежными перевозчиками, к тому же сдельная оплата труда, что недопустимо для авиационной отрасли. Сейчас командир воздушного судна в России получает в среднем 5 тысяч долларов в месяц, имея ежемесячный налет в 90 часов при норме в 80. Причем нередко отдыхая всего 4 дня в месяц.

«В некоторых авиакомпаниях, не будем называть в каких, и эти нормы нарушаются. Летчики сильно устают, а от этого уже напрямую зависит безопасность полетов. В среднем наши пилоты в году отдыхают на 50 дней меньше, чем их зарубежные коллеги. И то приходится тратить оставшееся время на восстановление и подготовку к различным медкомиссиям и квалификационным испытаниям. У российского пилота сейчас фактически есть три состояния: сон, работа в небе, дорога на работу», - заявил Дельдюжов.

Глава профсоюза подчеркнул, что если есть возможность, командиры воздушных судов стараются уехать работать за границу, в тот же Китай, где, по словам одного из уехавших пилотов, пожелавших остаться анонимным, минимальная заработная плата составляет 11,5 тысяч долларов в месяц при графике 28 рабочих дней и 28 выходных. В зависимости от выбранных сотрудником опций уровень заработной платы может достигать и 25 тысяч долларов в месяц. При этом у пилотов достаточно личного времени, приемлемое расписание ночных полетов и есть возможность добираться до работы чуть ли не на машине с водителем, что также позволяет лучше восстановиться перед полетом. Правда, отбор на вакансии в Китае очень строгий и мало шансов поработать там долго, поскольку различные экзамены и проверки пройти очень непросто. В то же время российские пилоты и инженерный персонал, как показал опыт банкротства авиакомпании «Трансаэро», на рынке Юго-восточной Азии очень востребованы.

«Если ситуация внутри России в ближайшее время не поменяется, мы столкнемся с большим дефицитом пилотов. «Аэрофлот» покупает новые самолеты, но на каждый из них нужно по несколько экипажей. У компании большие планы, но как их реализовать – неизвестно. Потому некоторые пилоты принципиально не идут сюда работать, потому что организация летной работы в компании не организована на должном уровне из-за отдельных персонажей, которых летчики знают поименно. Для них очень важно, чтобы ими руководил тот человек, которого уважают», - объяснил Дельдюжов.

Как рассказал «ФедералПресс» пилот Александр Шмелев, также работавший в «Аэрофлоте» командиром воздушного судна, необходимо действительно лучше регламентировать время отдыха пилотов, поскольку работа специфическая и требует отдыха.

«Вопрос денег здесь важен не так сильно, как спокойная атмосфера в коллективе, наличие личного времени, возможности восстановиться. Для меня был оптимален график 4/2, который предлагают китайские компании. При такой загруженности можно хорошо и продуктивно работать. На одной из предыдущих работ у меня было 20 выходных в месяц, и меня это тоже устраивало. Просто в рабочие дни были продолжительные перелеты», - резюмировал летчик. Говоря о личных желаниях, Шмелев заявил, что планирует все-таки уехать работать в Китай. Мужчина уже прошел все тесты, но Росавиация не дает одну из справок, таким образом препятствуя выезду.

По данным СМИ, за 2,5 года Россию покинули 300 командиров воздушных судов и еще 400 находятся на стадии оформления документов. В связи с оттоком кадров Росавиация прорабатывает вопрос о разрешении нанимать иностранных граждан на должности командиров воздушных судов, главным образом из стран бывшего СССР, где с трудовым законодательством и соблюдением прав работников, как отметил Игорь Дельдюжов, также есть серьезные проблемы.

В завершении пресс-конференции президент ШПЛС рассказал о том, как работают чешские пилоты в «Аэрофлоте». Их 21. По его словам, у иностранных граждан условия лучше.

«Они не летают 6 дней в неделю подряд. У них режим помягче и есть возможность съездить в Прагу к родным. По оплате они получают столько же, сколько и россияне, но с учетом доплат от «Чешских авиалиний» сумма получается больше. Они находятся как бы в резерве своей национальной авиакомпании и в случае улучшения экономической ситуации в родной стране, они могут вполне туда вернуться», - резюмировал Дельдюжов.

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.