МОСКВА, 28 декабря, ФедералПресс. Президент России Владимир Путин провел рабочую встречу с генеральным директором госкорпорации «Ростеха» Сергеем Чемезовым, который рассказал о том, каким был уходящий год.
«Ростех» – крупнейшая промышленная компания, объединяющая около 800 организаций, в которых трудятся порядка 600 тыс. человек, и обеспечивающая задачи по достижению технологического суверенитета страны и гособоронзаказу.
Как сообщил главе государства Сергей Чемезов, госкорпорация регулярно снабжает армию артиллерией, бронетехникой, боевой авиацией, стрелковым оружием, беспилотниками, боеприпасами и т. д.
К примеру, производство боеприпасов для стрелкового вооружения и РЗСО возросло в 50 раз, легкой бронетехники, бронемашин – в 5,5 раза, танков – в 7 раз.
«Если бы мы до 2022 года не провели глобальную модернизацию наших предприятий, я думаю, что увеличение производства продукции в разы, которое произошло в прошлом году и в этом году, – вряд ли, наверное, мы смогли бы это выполнить», – сказал руководитель «Ростеха».
Одновременно корпорация реализует гражданские проекты, доля гражданской продукции в выручке составляет более 44 %. Речь идет о производстве гражданских самолетов для гражданской авиации. В частности, до 2030 года планируется выпустить свыше 500 самолетов различного типа: 270 лайнеров МС-21 (в 2024 году начнутся их первые поставки), 142 самолета «Суперджет-100» и 115 самолетов Ту-214. Сейчас в разных стадиях готовности находятся 18 самолетов МС-21, а в следующем году будет серийно произведено и передано «Аэрофлоту» 6 самолетов. К 2029 году «Ростех» сможет выпускать до 72 самолетов в год.
Самолет МС-21 будет оснащаться новейшим двигателем ПД-14 – такие моторы для авиации в России еще недавно не производились и поставлялись к нам из-за рубежа. Отечественные моторы строят и для SJ-100. Таким образом решаются вопросы импортозамещения.
«ПД-8 – он уже готов, испытания на стендах завершили, испытания на летающей лаборатории завершили, и начнутся уже полеты сертификационные, окончательные полеты уже в составе самолета. 20 машин мы должны в 2024 году уже передать в авиакомпании, и уже ежегодно будем производить по 20 машин этого типа. <…> В 2024 году планируется получить сертификат на двигатель ВК-650В. Это вертолетный двигатель, он будет устанавливаться на «Ансате» и машине Ка-226. Сегодня там стоят иностранные двигатели, но в 2024 году мы, надеюсь, уже завершим все испытания и получим сертификацию», – рассказал Сергей Чемезов.
Глава «Ростеха» отметил рекордные сроки строительства в России двигателей для самолетостроения.
«Вообще, самолеты производят многие страны, а двигатели производят всего пять стран: это Соединенные Штаты, Канада, Великобритания, Франция и мы. Для примера: Pratt & Whitney, американская компания, они создавали свой двигатель для Airbus A220 15 лет. Мы сделали свой ПД-8: мы его начали проектировать в 2017 году и завершили в 2023 году, то есть за шесть лет. В такие рекордные сроки, наверное, еще никто не делал. Благодаря нашим ученым, нашим инженерам, конструкторам все это мы сделали», – подчеркнул он.
По его словам, на заводе «ОДК-Климов» в Санкт-Петербурге построен новый конструкторско-производственный комплекс в соответствии с самыми современными требованиями для выпуска турбин и двигателей ВК-2500 и ТВ3-117. Этими моторами оснащаются почти все современные вертолеты.
В 2024 году Объединенная двигателестроительная корпорация планирует получить сертификат типа на двигатель ВК-650В – первый российский мотор, предназначенный для легких вертолетов, в том числе «Ансата», который получит полностью импортозамещенный облик. У вертолета будут заменены не только все узлы зарубежного производства, но и значительно улучшены летно-технические характеристики. Например, дальность полета увеличится с 505 до 660 км, с дополнительным топливным баком – до 800 км. Кроме того, на следующий год запланировано завершение второго этапа сертификации новейшего многоцелевого вертолета Ми-171А3. Холдинг «Вертолеты России» планирует получить сертификат типа на пассажирскую и поисково-спасательную версии этой машины.
В рамках реализации Концепции развития электротранспорта в России на период до 2030 года «Ростех» участвует в создании сети зарядных станций. Концерн КРЭТ первым в стране начал производство отечественных ЭЗС «ФОРА», и в настоящее время свыше 200 станций госкорпорации установлены в 23 российских городах России. Также крупнейший поставщик электробусов в России «КамАЗ» изготовил порядка 1500 таких машин.
Серей Чемезов сказал, что в 2024 году будет испытан беспилотный карьерный самосвал «КамАЗ» – «Юпитер 30», предназначенный для перевозки разрыхленной горной массы или руды без участия людей.
«У «КамАЗа» уже шесть машин ходят по трассе Москва – Санкт-Петербург. В 2024 году запустим уже 18, будет 18 машин уже курсировать. Такой же беспилотник в 2024 году мы запустим карьерного типа. То есть огромный самосвал, но он без кабины, без всего, будет самостоятельно возить породу, горную массу и так далее», – сказал гендиректор. – «В Москве, на базе бывшего предприятия «Рено», на этой площадке мы сделали производство электромобиля «Атом». Я думаю, что где-то в середине 2025-го уже его поставим. В 2024-м будет готов опытный образец, а в 2025-м уже серийно начнем выпускать на конвейере».
Рассказал Сергей Чемезов и о проектах в области медицины и медицинского приборостроения.
«У нас зарегистрировано в Росздравнадзоре уже 150 различных наименований медтехники и медоборудования. Это оборудование делается в том числе и нашими предприятиями: и «Швабе», и «Росэлектроника», и концерн «Радиоэлектронные технологии». Тот же КРЭТ – концерн «Радиоэлектронные технологии» – известен тем, что выпускал ИВЛ в период ковида. И сегодня разработали совместно с врачами, реаниматологами мобильную установку, которая удобна и для эксплуатации врачами, и для больного. Она сейчас пользуется у нас большим спросом. Ее сейчас уже запустили в продажу», – заключил он.
Фото: ФедералПресс / Елена Сычева