МОСКВА, 13 сентября, ФедералПресс. В пятницу состоится заседание совета директоров Банка России, на котором будет принято решение по ключевой ставке. В последние дни прогнозы решения стали более противоречивыми. Своим мнением о будущем ключевой ставки, инфляции и вкладах с «ФедералПресс» поделился гендиректор «БизнесДром», председатель комитета «Опоры России» по финрынкам, лектор общества «Знание» Павел Самиев.
Что будет завтра с ключевой ставкой? Как отреагируют банки?
— С большой вероятностью ключевая ставка будет повышена. Хотя аналитики и банкиры сейчас дают разные прогнозы, распределение сценариев примерно равное: ставка будет сохранена, немного повышена (в пределах 1 п. п. – до 19 %) или повышена до 20 % либо сильнее. Почему такой разброс мнений? Даже сам Банк России делал довольно-таки противоречивые заявления: с одной стороны, что перегрев российской экономики уже пройден и инфляционное давление начало снижаться, с другой – что оно вновь может вырасти, а значит, превентивно ставку можно поднять, скажем так, «с запасом», чтобы уж точно закрыть вопрос инфляции. И опять-таки разные заявления и действия банков: некоторые руководители крупнейших кредитных организаций говорили, что теперь ожидают фиксации ставки, при этом их же банки в преддверии заседания начали повышать депозитные процентные ставки, явно ожидая роста и ключевой.
В общем, ситуация очень неопределенная, и, я полагаю, более вероятно повышение до 19 % и заявление, что, возможно, цикл роста ставки будет завершен осенью, а далее, зимой или позже, начнется снижение ставки на фоне дальнейшего торможения роста ВВП и потребительских расходов. При таком повышении КС банки, разумеется, тоже пересмотрят свои депозитные предолжения. Можно ожидать, что по стандартным вкладам ставки будут варьироваться в диапазоне 16–18 %, а при определенных условиях («новые деньги», а не средства с уже имеющихся счетов в банке; сроки более года либо, наоборот, короткие – 3–6 месяцев; невозможность снятия и пополнения и так далее) ставки будут выше 20 %, а с учетом капитализации процентов начнут доходить и до 21–22 %.
Начнется ли рост цен на топливо и продукты осенью? Если будет повышение, то на что? Какие запасы стоит сделать уже сейчас?
— Инфляция сейчас явно начала замедляться – осенью вряд ли разгонится. Конечно, в этом году благотворного сезонного влияния сельского хозяйства ожидать не стоит: обычно осенний урожай приводил к временному снижению цен на ряд видов продукции (плодоовощной, зерновой и т. д.), но в этом году неурожай ряда культур из-за весенних заморозков даст негативный эффект.
В то же время никаких явных предпосылок для разгона инфляции нет. Разве что удорожание некоторых отдельных импортных товаров: скорее всего, это автомобили и дорогая техника..
На какие цели сейчас стоит откладывать валюту или лучше вообще отказаться от таких сбережений сейчас?
— Валютные сбережения имеют всегда две цели. Первая – это накопление на какую-то покупку или какие-либо траты именно в валюте. Так нивелируется сам валютный риск. Но это имеет смысл, если такая покупка предстоит. Если же в валюте ничего покупать вы не собираетесь на горизонте года или двух, то смысл такого накопления теряется. Второй сценарий – диверсификация вложений по валютным корзинам, и это работало хорошо раньше, когда валютные вклады или иные инструменты не были подвержены особым рискам, как сейчас все «недружественные» или токсичные валюты.
Собственно, сейчас «дружественные» альтернативы – это юань и дирхам (турецкие лиры и прочие валюты имеют слишком много рисков и минусов как средства накопления). Но даже и дирхам, и юань – тоже не вполне свободно конвертируемые. Также есть вопросы в части динамики курса того же юаня. В общем, логично сберегать в этих валютах только небольшую долю портфеля, например, 5 % или чуть более. Смысла в большем объеме фактически нет.
Ранее прогнозами о ключевой ставке поделился финансист Жорнист.
Фото: ФедералПресс / Елена Майорова