МОСКВА, 20 ноября, ФедералПресс. Провозные способности железной дороги всегда должны превышать фактические и даже прогнозные объемы перевозок. Только в этом случае можно обеспечить стабильные поставки грузов на экспорт. Об этом в интервью «ФедералПресс» на площадке Транспортной недели в Москве сообщила председатель Общественного совета при Минтрансе России, первый заместитель гендиректора фонда Центра стратегических разработок Татьяна Горовая.
В настоящее время в России по-прежнему существуют проблемы с дефицитом провозной способности к некоторым морским портам. Из-за этого грузоотправители не могут использовать все возможности по наращиванию объемов производства и экспорта своей продукции и вынуждены варьировать между наиболее доступными маршрутами отправки гузов. Подобная ситуация характерна не только на востоке страны, но и на юге.
Татьяна Горовая назвала южное направление приоритетным для экспорта российских грузов. Однако, по ее словам, из-за провозных ограничений в 2024 году ожидается падение объемов поставки грузов в направлении портов Азово-Черноморского бассейна приблизительно на 10-15 % к предыдущему году по причине нерентабельности перевозки угля, а иные грузы не смогли оперативно нарастить объемы и перестроиться на новые рынки. Объемы снижаются, даже несмотря на сезонность поставок, которой свойственно увеличение отгрузок.
В Минтрансе РФ о проблеме знают и готовы решать, говорит эксперт.
«Юг является приоритетом. Есть «дорожная карта» по развитию международных транспортных коридоров, много вопросов и задач стоит по развитию коридора Север-Юг и Азово-Черноморского бассейна. Последний заложен в проект инвестиционной программы РЖД, – отметила Татьяна Горовая. – Обсуждая вопросы тарифов, нехватки инфраструктуры, мы встречались с компаниями-грузоотправителями, с Минтрансом, регионами, и видим, что Минтранс и РЖД уже слушают и прислушиваются. То есть готовы идти навстречу и рассматривать различные варианты. Есть компании, которые готовы вкладываться рублем и готовы к конкретным предложениям».
В то же время, пояснила она, из-за высокой ключевой ставки у компаний, включая РЖД, есть ограничения по инвестициям, и требуется поддержка развития инфраструктуры со стороны государства.
«Инвестпрограмма формируется в тяжелых условиях, в борьбе с увеличением тарифов. Все мы слышали первоначальные предложения по увеличению тарифов на грузовые перевозки 20+, сейчас немного умерили, оптимизировали, чтобы соблюсти баланс, чтобы экономические отрасли могли выдержать эти тарифы. (…) Тем не менее, это вынужденная мера, когда мы в следующие ближайшие годы должны поддержать РЖД как компанию, являющуюся основным инфраструктурным звеном в нашей железнодорожной отрасли», – сказала Татьяна Горовая.
Ранее представитель портового бизнеса говорил в интервью «ФедералПресс» о том, что южные порты рассчитывают на скорейшее расширение отгрузки угля.
Фото: ФедералПресс / Антон Федулов