Top.Mail.Ru
Экономика
Москва
0

За кулисами санкций: Microsoft регистрирует новые бренды в РФ

Microsoft
Корпорация не комментирует причины регистрации

МОСКВА, 22 октября, ФедералПресс. Американская корпорация Microsoft подала в Роспатент заявки на регистрацию товарных знаков Microsoft 365 и Halo. Обе заявки датированы 3 октября 2025 года и относятся к классам МКТУ № 09, 41 и 42, включающим программное обеспечение, телекоммуникационные и технические услуги. Первый бренд связан с облачным сервисом для совместной работы, ранее известным как Office 365, второй – с культовой серией видеоигр Halo, созданной для игровой приставки Xbox.

Microsoft не комментирует причины регистрации брендов в России, хотя официально прекратила деятельность в стране в марте 2022 года и с тех пор находится в процессе банкротства своего юрлица ООО «Майкрософт Рус». Тем не менее компания продолжает оформлять в России новые товарные знаки: весной 2025 года она уже регистрировала марку Places, а также временно получила права на Hackbox, связанный с внутренней платформой для корпоративных хакатонов.

Похожие действия наблюдаются и со стороны других американских корпораций. Так, Apple в октябре 2025 года зарегистрировала в России товарный знак семейства процессоров M3, а Google подала заявку на регистрацию бренда Stax – инструмента для тестирования языковых моделей ИИ. По оценке патентных юристов, компании продлевают товарные знаки в России для сохранения исключительных прав и возможности требовать компенсации за незаконное использование брендов.

Руководитель комиссии по законотворческой деятельности РОЦИТ Вадим Виноградов отметил, что компании, которые заявили об уходе из России и имеют значительное количество непогашенных штрафов, продолжают обращаться к российскому праву, когда речь идет о защите их брендов и прибыли. Они не следуют требованиям российского законодательства, но одновременно и не хотят терять экономические выгоды.

«‎Удобная позиция – не признавать законы РФ, когда это неудобно, и прибегать их силу, когда это выгодно. Возможно, пришло время обсудить более справедливую систему. Например, если компания имеет непогашенные штрафы или нарушала российские законы, то можно подумать над некоторыми ограничениями прав на регистрацию новых брендов», – подчеркнул Виноградов.

Заместитель исполнительного директора – руководитель аппарата Ассоциации юристов России, член Общественного совета при Минцифры РФ Алан Лазаров отметил, что иностранные ИТ-гиганты демонстрируют противоречивое поведение: они отказались работать в России, но продолжают пользоваться ее правовой системой, подавая заявки в Роспатент.

Фактически компании отвергают российские законы, когда это невыгодно, и признают их силу, когда речь идет о защите брендов и экономических интересов. Лазаров считает, что такая ситуация недопустима. По его словам, стоило бы пересмотреть этот порядок – например, обязать иностранных заявителей указывать цели регистрации и представлять план использования знака.

«‎Российское законодательство не должно применяться выборочно, наше правовое поле остается стабильной и с точки зрения законодательства обоснованной системой правовых норм, и если применяется уже столь противоречивый подход со стороны иностранных организаций по отношению к законодательству, может стоит задуматься о том, что, если «знак» не реализуется в разумный срок, охрана могла бы прекращаться автоматически?», – отметил Лазаров.

Он подчеркнул, что такая мера позволила бы защитить не только интересы государства, но и добросовестных участников рынка.

Ранее сообщалось, как Google защищает свою монополию на цифровом рынке.

Фото: pxhere.com

Подписывайтесь на ФедералПресс в МАХ, Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.