МОСКВА, 18 октября, ФедералПресс. Катастрофа в Ейске Краснодарского края уже пятая на счету военной авиации в этом году. «ФедералПресс» вспомнил о самых крупных крушениях военных самолетов за последние 20 лет.
2022 год
Можно считать одним из самых «урожайных» на ЧП в небе у военной авиации. Накануне во дворе жилого дома в Ейске рухнул Су-34, двигатель которого загорелся еще в воздухе. Пилоты катапультировались за несколько секунд до падения. Среди жертв на земле оказались 10 взрослых и трое детей, пострадали 19 человек.
Остальные ЧП этого года, к счастью, были без большого количества жертв. Так, 17 июня в Белгородской области во время учебно-тренировочного полета рухнул штурмовик Су-25. Летчик успел катапультироваться.
Двумя месяцами ранее, 8 апреля, истребитель-перехватчик МиГ-31 потерпел аварию в Ленинградской области, обошлось без жертв. В Воронежской области 24 февраля самолет Ан-26 рухнул при плановом полете по перевозке военного имущества. Экипаж погиб.
Во время взлета самолет МиГ-31 выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы в Новгородской области. ЧП случилось 29 января. Жертв и разрушений на земле нет.
2021 год
Ан-26 исчез с радаров в 38 километрах от Хабаровска – в районе Большехехцирского заповедника 22 сентября. Как выяснили следователи, самолет потерпел крушение, врезавшись в гору Хребтовая, входящую в горную систему заповедника. Все шесть человек, находившихся на борту, погибли.
В Подмосковье 17 августа разбился опытный образец военно-транспортного самолета Ил-112В, который совершил взлет с аэродрома в Кубинке. По предварительной версии, у воздушного судна произошло возгорание правого двигателя. Эксперты отметили, что Ил летел на малой высоте и скорости, и отказ одной из силовых установок привел к его падению. Из-за удара о землю самолет разрушился и загорелся, три члена экипажа погибли.
2016 год
При выполнении посадки на аэродром Черниговка в Приморском крае 30 января потерпел аварию после учебно-тренировочного полета штурмовик Су-25 18-го штурмового авиаполка «Нормандия – Неман» ВКС России. Пилот успешно катапультировался, на земле жертв не было, однако при падении воздушное судно разрушило гараж, сарай и погреб местного жителя. Как установили специалисты, причиной крушения стал отказ двигателя.
2015 год
Российский бомбардировщик Су-24, участвовавший в военной операции в Сирии, был сбит истребителем ВВС Турции недалеко от сирийско-турецкой границы 24 ноября. Погиб один из членов экипажа, второго удалось спасти. В Минобороны Турции сделали заявление, что сбитый Су-24 находился в авиапространстве их страны, однако в нашем военном ведомстве настаивали, что российский самолет был сбит в небе над Сирией. Президент России Владимир Путин назвал атаку на Су-24 «ударом в спину». До сих пор Анкара не принесла Москве ни извинений, ни предложений по возмещению ущерба, ни обещания наказать виновных.
Самолет Ту-154 Министерства обороны РФ пропал с радаров после взлета из Адлера утром 25 декабря. Обломки были найдены в 1,5 км от побережья в районе Сочи на глубине 50–70 м. На борту находились 92 человека – 84 пассажира и 8 членов экипажа. Среди пассажиров были артисты ансамбля имени Александрова, журналисты федеральных телеканалов, а также Елизавета Глинка, известная как Доктор Лиза – исполнительный директор фонда «Справедливая помощь».
В районе хутора Кабаково Астраханской области 23 июня произошло крушение истребителя МиГ-29. Боевая машина столкнулась с землей, выполняя нисходящую полупетлю с высоты более 2,5 тысячи метров. Военные летчики – Александр Кружалин и Олег Спичка смогли отвести падающую машину от населенного пункта, однако сами погибли. Позже им было посмертно присвоено звание Героя России. Среди версий катастрофы – дефект механизма складывания крыла.
2010
Двадцать восьмого декабря в Тульской области потерпел крушение самый большой в мире военно-транспортный самолет Ан-22. На борту самолета находились 12 военных летчиков. Все они погибли. Вывод комиссии был однозначным: пилоты и бортинженеры делали все возможное, чтобы избежать катастрофы – самолет рухнул из-за отказа рулевых механизмов.
2009
В небе над Жуковским 16 августа произошла авиакатастрофа – столкнулись истребитель Су-27 и спарка Су-27УБ из состава пилотажной группы «Русские Витязи». Оба воздушных судна должны были участвовать в авиасалоне МАКС-2009, их полет был тренировочный. Три пилота катапультировались, один погиб. Один из самолетов упал на территории дачного поселка, в результате чего сгорели три дома. В больницы были доставлены три человека с ожогами средней тяжести, погибла хозяйка одного из сгоревших домов.
6 ноября самолет Ту-142 потерпел крушение в Хабаровском крае, упав в водную акваторию Татарского пролива. Все 11 человек, находившиеся на борту, погибли. Поисковая операция длилась два месяца, однако со дна пролива удалось достать только фрагменты самолета – тела летчиков и «черные ящики» так и не были найдены.
2006 год
В Брянской области у деревни Соколья Слобода 28 июня разбился штурмовик Су-25 899-го гвардейского штурмового авиаполка ВВС России. На высоте почти 4 тыс. метров пилот – подполковник Андрей Ваховский почувствовал себя плохо и запросил вынужденную посадку. У летчика вскоре ухудшилась двигательная координация, произошло обездвиживание левой руки и нарушилось зрение. На высоте 900 м пилот отвернул от города, снизил скорость и столкнулся с деревьями, не пытавшись катапультироваться. Основная версия причины катастрофы – высотно-декомпрессионная болезнь из-за продолжительного полета на высоте выше 6 тыс. метров в негерметизируемой кабине.
Ранее «ФедералПресс» писал, как военные самолеты падали на Дальнем Востоке. Для региона проблема актуальна, поскольку там сосредоточено огромное количество военных аэродромов.
Фото: РИА Новости / Григорий Сысоев, Нина Зотина, Илья Питалев