МОСКВА, 23 июля, ФедералПресс. В июле продажи бензина подскочили на 23%, в то время дизель вырос на 19% ввиду снятия в стране карантина, введеного из-за эпидемии коронавируса.
С начала июля 2020 года нефтяные компании резко увеличили объем продажи дизтоплива и бензина на Санкт-Петербургской товарно-сырьевой бирже.
Ввиду голосования по поправкам в Конституцию, торги состоялись со 2 по 17 июля, по итогам среднесуточный объем по бензину вырос на 23% до 32 тыс. тонн, аналогичный показатель для дизеля составил 19,4% или 43 тыс. тонн.
Наибольший объем продаж приходится на «Роснефть» — 17,8 тыс. тонн бензина и 29,9 тыс. тонн дизельного топлива по состоянию на 17 июля, «Лукойл» — 4,2 тыс. тонн и 4,7 тыс. тонн соответственно, «Газпром нефть» — 3,7 тыс. тонн и 2,9 тыс. тонн, «Газпром нефтехим Салават» — 1,6 тыс. тонн и 3,3 тыс тонн. Данных по Антипинскому НПЗ, «Татнефти» и ТАИФ нет.
Напомним, что в июне продажи топлива ряда крупнейших компаний через биржу существенно сократились: «Лукойл» снизил поставки на 37% по сравнению с маем 2020 года (и на 30% год к году), Сургутнефтегаз на 22% по сравнению с предыдущим месяцем и на столько же год к году. Выпадающие объемы замещала «Роснефть» - крупнейший поставщик топлива на внутренний рынок (на долю компании приходится порядка 40% биржевых объемов). Причем, за первые 18 дней июня компания, наоборот, увеличила поставки на 4,2 тыс.т (или на 4%).
Выпадающие из-за экспорта объемы топлива на внутреннем рынке замещала своими поставками «Роснефть» (44% от общего объема продаж автобензинов и 48% — дизельного топлива). При этом и так небольшой экспорт бензина «Роснефти» снизился на 15%. Многие нефтекомпании, в 2020 году активно экспортировавшие бензин и дизель, с начала июля также сократили поставки автотоплива за рубеж.
По данным Санкт-Петербургской товарно-сырьевой биржи, цены на бензин с начала июля в оптовом выражении начали снижаться за счет увеличения объемов торгов. Стоимость АИ-92 с 7 июля по 20 июля упала на 1,1% до 50,4 тыс. рублей за тонну, АИ-59 потерял в цене 7,2%, цена упала до 54,4 тыс. руб. за тонну.
Ранее Минэнерго выступило с предложением увеличить объемы биржевых продаж топлива с целью сбить цены в оптовом и мелкооптовом звене, сильно выросшие в мае и июне текущего года ввиду неготовности НПЗ нарастить выпуск топлива на фоне снятия карантина. По итогам цены на бензин в период с 29 июня по 5 июля цены на бирже несколько раз побили максимальный рекорд — в частности цена марки АИ-95 превысила порог в 62 тыс. рублей за тонну, в то время как в начале мая данное значение колебалось в районе 40 тыс. рублей.
Действующий в российской экономике демпфирующий механизм заставил автозаправки, оказавшихся в невыгодных условиях, торговать топливом себе в убыток, что вынудило представителей независимых АЗС в мае обратиться с просьбой о стабилизации ситуации путем снятия эмбарго на импорт топлива в Россию и отменить демпфер.
Несмотря на неготовность отказываться от демпфирующего механизма, регуляторы в виде ФАС и Минэнерго поддержали снятие запрета на импорт топливном — данная инициатива сейчас рассматривается кабмином. Также структуры договорились увеличить обязательный норматив биржевых торгов для НПЗ с 10% до 11% от общего объема производства по бензину, для дизтоплива — с 6% до 7,5%.
Глава Российского топливного союза Евгений Аркуш отмечает, что ценовая нестабильность в топливном сегменте все еще остается актуальной — предполагаемое увеличение нормативов биржевых торгов на 1,5% нельзя расценивать как угасание кризиса. Планируемое увеличение нормативов биржевых торгов на 1-1,5% он считает «косметической мерой». НПЗ необходимо наращивать выпуск горючего. Кроме того, стоит отказаться от эмбарго на импорт и, возможно, ограничить поставки бензина за рубеж.
Как ранее писал «ФедералПресс», Федеральная антимонопольная служба ожидает стабилизации оптовых цен на бензин в июле. Начальник управления топливно-энергетического комплекса и химической безопасности ФАС России Армен Ханян считает, что в обозначенный срок минимальные объемы продаж придут в норму.
Фото: ФедералПресс / Екатерина Лазарева