МОСКВА, 19 мая, ФедералПресс. В четверг, 18 мая, Госдума в третьем чтении приняла поправки в отдельные акты избирательного законодательства и законопроект. Они предполагают проведение выборов в регионах с введенным военным положением, а также уточняют ряд положений, регулирующих работу СМИ и наблюдателей. Поправки прокомментировал заслуженный юрист России, профессор кафедры конституционного и муниципального права РАНХиГС, эксперт НОМ Сергей Юсов.
«Не первый год ведется дискуссия о праве наделять правами представителя СМИ тех, кто на самом деле к журналистике никакого отношения не имеет», – отметил Сергей Юсов.
Ранее подобный статус вынужденно приобретали эксперты независимых правозащитных организаций, которые массово создавались в 2012–2014 годах. Однако после анализа ситуации ЦИК и региональными избиркомами оказалось, что приобретаемому статусу соответствовали отнюдь не все.
«Замечу, что претензии к законодателю на этот счет начали исходить, прежде всего, от редакторов реальных СМИ. Разве тем, кто не первый год участвует в подготовке и проведении выборов, не известны случаи, когда от мало кому известного электронного СМИ сотням людей выдавались удостоверения в разные регионы страны?» – подчеркнул юрист.
Решение проблемы было найдено только в 2016 году. Оно заключалось в наделении полномочиями наблюдателей Общественной палаты РФ от регионов.
«Поэтому нам особенно приятно, что замысел этот не только был поддержан законодателями в 2017 году, но и получает сейчас дальнейшее нормативное развитие в принятом вчера документе. В таком положении логично, что статус представителя СМИ получают только реальные сотрудники редакций», – добавил Юсов.
Эксперт также заявил о другой неконструктивно оспариваемой норме, принятой в поправках. Она гласит, что в помещении для голосования «должны быть определены места для наблюдателей и представителей СМИ».
По словам заслуженного юриста, во-первых, это дополнительная законодательно оформленная гарантия обеспечения работы наблюдателей и представителей СМИ в дни голосования, во-вторых, участковые комиссии всегда имели полномочия указать место для установки избирательного оборудования и рабочие места для тех, кто вправе находиться в помещении пункта голосования.
«Что касается так называемых «экстерриториальных» комиссий в других субъектах, это решение своевременное. Особенно сейчас. Особенно для юго-запада России», – подчеркнул Юсов.
Он считает, что для обеспечения избирательного права россиян, проживающих в субъектах, отличных от места прописки, можно предложить только два варианта – электронное голосование и подобные комиссии. Первый метод реализовывается очень осторожно, без территориального охвата всей страны. Второй метод более реализуем, но для этого необходимо проделать очень много работы избиркомам, органам исполнительной власти, политическим партиям, общественным палатам и экспертам.
Юсов привел в пример Ростовскую область, где в некоторых городах за короткий период времени появилось большое количество микрорайонов. Живут в таких местах люди, сохранившие прописку Ростова-на-Дону. В связи с этим работа избиркомов вдали от места реального проживания жителей – насущная необходимость, отмечает он.
Фото: ФедералПресс / Ольга Юшкова