МОСКВА, 14 мая, «ФедералПресс». На сцену Государственного академического Большого театра возвращается одна из самых знаменитых опер Петра Ильича Чайковского – «Евгений Онегин». Постановщиком стал четырежды лауреат премии Израильской театральной академии в номинации «Режиссер года» Евгений Арье.
Премьерные показы пройдут с 15 по 19 мая. Сегодня состоялась генеральная репетиция спектакля, на которой побывали журналисты «ФедералПресс». Новый «Евгений Онегин» на сцене большого – это синтез классического прочтения и новаторства. В постановке сочетаются знакомые образы и необычные детали декораций, а также спецэффекты.
«Режиссер получает произведение и его задача – построить мостик между произведением и сегодняшним зрителем. Поэтому что-то, что исторически не могло произойти, я набрался смелости сделать», – заявил Евгений Арье.
У режиссера не было желания кардинально изменить постановку, например, добавив новый эпизод, зато он пытался «освежить» спектакль. Арье постарался отметить нечто новое в произведении Пушкина, а именно ироничность русского поэта и писателя. Не обошлось и без доли символизма. Он проявляется в особенностях визуализации сцен. Например, два из трех действий происходят на лугу. Пасторальный мотив не случаен.
«Бесконечный луг, восходящий в пространство... Было важно создать теплую атмосферу деревни», – рассказал Арье.
К тому же, режиссер решил поиграть с образами персонажей. Например, на Татьяне Лариной появляются очки. Этот аксессуар имеет вполне определенное значение. Вот как описывает его исполнительница роли Анна Нечаева:
«Он добавляет трогательности к моему образу. Мне визуально такие детали помогают показать маленькую, трогательную девочку. Художник хотел сделать акцент именно на глазах», – рассказала Нечаева
Также этот элемент, по мнению актрисы, скрывает бурный внутренний мир персонажа. Но очки не всегда является частью образу. В некоторых сценах они пропадают.
«В сцене письма они ей не нужны, потому что она не собирается никуда скрываться», – отметила Нечаева.
А вот у других персонажей куда более классические образы. Хотя Онегин и появляется в первом акте с надетым на голову элементом костюма медведя, в целом, главный герой произведения обладает вполне традиционными для постановки чертами характера.
«Он вначале веселый, довольно беззаботный человек, а к концу все страсти, которые им овладевают, делают его человеком на грани отчаяния. Мы не делаем ничего из ряда вон выходящего», – рассказал исполнитель роли Игорь Головатенко.
Лениский, как и в романе Пушкина, бесконечно влюблен и до абсурда решителен. Актер Алексей Неклюдов старался пользоваться уже имеющимся опытом более ранних постановок.
«Мне очень важно, чтобы был тот образ, который когда-то смогли найти Лемешев, Собинов. Такое исполнение считается для нас эталоном и по сей день. Мы стараемся найти точное прочувствование. Не хотелось бы участвовать в современной постановке, где Ленинский в татуировках или как-то еще», – отметил Неклюдов.
Подбор исполнителей тоже весьма символичен. Дирижер Туган Сахиев в беседе с журналистами отметил, что к постановке удалось привлечь «новое, подрастающее поколение, уже имеющие какие-то громкие имена и большие успехи артистов»:
«Нам показалось, что состав исполнителей как нельзя лучше показывает то, что хотел сделать автор. В свое время время Чайковский отдал это [оперу] в консерваторию. Силами студентов консерватории она была поставлена. Мы старались приблизиться к ощущению молодости и юности артистов», – отметил Сахиев.
Либретто оперы «Евгений Онегин» было написано по одноименному роману в стихах Александра Пушкина П. Чайковским и К. Шиловским. Для сюжета Чайковский искал историю о сильной личной драме, чтобы трагедия смогла задеть за живое. Впервые «Евгений Онегин» был поставлен на сцене Большого в 1881 году.
Фото: ФедералПресс / Виктор Вытольский