МОСКВА, 10 октября, ФедералПресс. Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) обратилась в правительство РФ с просьбой о выделении средств господдержки. Как следует из письма АЭВТ, речь идет о 23 млрд рублей единовременно и еще 8-9 млрд в рамках демпфера в виде компенсаций.
Необходимость выделения столь значительной суммы авиаперевозчики объяснили колоссальными убытками отрасли, которые за первые шесть месяцев текущего года составили 52 млрд рублей. Главными виновниками сложившейся на рынке авиаперевозок ситуации АЭВТ называет нефтяные компании, которые якобы «задирают» цены на керосин.
Так, по данным авиаперевозчиков, около трети стоимости авиабилета приходится на топливо, а рост цены керосина за прошлый год превысил 30%. Однако если судить по биржевым котировкам Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ), к которым привязана цена реализации керосина, то никакого роста вообще не было. В январе 2018 года продажи стартовали с 44 тысяч рублей за тонну, а в январе 2019 года цены стали ниже 44 тысяч. Рост цен отмечался только на протяжении трех месяцев прошлого года, с августа по октябрь, а максимальное значение составило 54,5 тысячи рублей за тонну. Но и это недолгое повышение компенсировало предшествующее ему падение котировок до 43 тысяч и последующее – до 42,5 тысячи рублей за тонну.
По словам замглавы ФАС России Анатолия Голомолзина, за девять месяцев текущего года рост цен на керосин составил в среднем 2,5-2,8%, что значительно ниже инфляции. Для сравнения, цены на авиабилеты за полгода 2019 года выросли в цене на 7%. К концу года рост может составить 9-10%, прогнозирует АЭВТ.
Конечная цена керосина зависит от системы поставок в каждом конкретном аэропорту. При этом многие авиационные гавани предпочитают закупать топливо у единственного поставщика, так как крупные объемы позволяют топливно-заправочным предлагать наиболее интересные цены. К таким относятся аэропорты Новосибирска, Минеральных Вод, Сургута, Челябинска, Хабаровска, Уфы, Оренбурга и Петропавловск-Камчатского.
Что касается аэропортов с конкурентными поставками топлива, то и они не оправдывают экономику АЭВТ. Например, в «Пулково» за девять месяцев текущего года стоимость керосина увеличилась всего на 197 рублей, а в других гаванях цены и вовсе значительно упали. Так, в Ростове-на-Дону стоимость керосина уменьшилась на 3,3 тысячи рублей, в Краснодаре – на 7,6 тысячи, в Самаре – на 1,4 тысячи, в Екатеринбурге – на 3,4 тысячи, в Тюмени – на 1,7 тысячи, в Красноярске – на 3,5 тысячи, в Благовещенске – на 5,9 тысячи, во Владивостоке – на 4 тысячи.
Источником же убытков авиакомпаний, что более вероятно, являются лизинговые платежи за иностранную технику, которую эксплуатируют все без исключения перевозчики. Лизинг в свою очередь напрямую зависит от скачков курса валют.
АЭВТ предложила и альтернативный вариант погашения убытков отрасли: повышение коэффициента акциза на керосин с 2,08 до 3,5. В этом случае возмещение авиакомпаний вырастет с 3 024 до 7 000 рублей с каждой тонны топлива. Однако этот вариант не устроил Минтранс РФ, так как ведомство лишится права распоряжения средствами.
«Зато он может понравиться правительству, так как стоить будет одной-двух подписей. Все издержки отечественных авиакомпаний, все прибыли западных производителей авиатехники и все монопольные схемы оплатит нефтянка. Понятно, что решать проблемы сложно. Проще – непрерывно задирать цены, компенсируя издержки, клянчить господдержку, а общественное недовольство гасить, показывая пальцем на «алчных нефтяников», – отметил Леонид Крутаков в своей статье в журнале «Эксперт».
Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева