МОСКВА, 13 декабря, ФедералПресс. В 2024 году в России будет функционировать 100 центров опережающей профессиональной подготовки (ЦОПП).
Сегодня ЦОППы становятся новыми брендами развития компетенций. Это современные помещения, которые зонируются по функциональному назначению. В них устанавливается современное оборудование, тренажеры. Поэтому такие центры притягивают специалистов в области больших данных, аналитиков и программистов. ЦОППы используются для деловых встреч, обсуждений, презентаций, проведения лекций, мероприятий по профессиональной ориентации.
Примерами таких центров являются коворкинг, лекторий, медиазона, зона для проектной деятельности, компьютерный класс, аудитории-трансформеры. Они необходимы для того, чтобы адаптировать среднее профессиональное образование под изменения в региональных экономиках. Именно там создаются новые программы подготовки кадров, а также происходит подбор компетентных преподавателей. Завершающим этапом каждой программы является экзамен.
Напомним, создание ЦОППов в России началось с этого года по поручению президента Владимира Путина. Изменения происходят в рамках исполнения федерального проекта «Молодые профессионалы (повышение конкурентоспособности профессионального образования)». На эти цели регионы получают деньги из федеральной казны. Список участников определяется в результате конкурсного отбора. Недавно прошла процедура, определившая субъекты РФ, которые получат субсидии на создание ЦОПП в 2020-2022 годах. Ожидается, что к концу 2022 года число таких организаций достигнет 59. А в 2024 году в России будут функционировать 100 подобных центров.
В результате недавнего конкурса были определены 14 регионов-участников проекта: Амурская область, Астраханская область, Волгоградская область, Воронежская область, Иркутская область, Кемеровская область, Московская область, Новгородская область, Северная Осетия-Алания, Татарстан, Свердловская область, Тверская область, Томская область, Тюменская область.
Российские регионы в рамках реализации проекта поставили перед собой следующие задачи:
- сокращение неэффективной «социальной занятости» с перераспределением фонда оплаты труда в пользу «новых профессионалов» с одновременным внедрением системы переквалификации высвобождаемых кадров из других категорий;
- перенос фокуса образовательных программ с развития предметных знаний и запоминания информации на развитие личностных и метапредметных компетенций;
- переориентация предприятий и работников на понимание необходимости профессионального развития и обучения на протяжении всей жизни;
- внедрение нового цифрового инструмента заказа индивидуальных образовательных траекторий и конструирования новых современных образовательных программ.
Сегодня существует две модели существования ЦОПП:
- структурное подразделение профессиональной образовательной организации;
- автономная некоммерческая организация.
Ключевыми задачами созданных ЦОПП являются:
- мониторинг и прогнозирование потребности рабочих кадров на территории региона;
- реализация практико-ориентированных и гибких образовательных программ, обеспечения возможности построения индивидуальных образовательных траекторий для всех возрастных категорий граждан;
- предпрофессиональная подготовка школьников, обучение их первой профессии;
- профориентация всех возрастных категорий на освоение новых навыков и ролей, востребованных в экономике;
- реализация сетевого принципа организации образовательного процесса;
- непрерывное повышение квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения в соответствии с лучшими практиками;
- организация проведения государственной итоговой и промежуточной аттестации в формате демонстрационного экзамена.
К слову, ЦОППы уже стали площадками для проведения крупных мероприятий. Так, 14 октября в Кемерово прошло Всероссийское совещание по вопросам создания и деятельности центров опережающей профессиональной подготовки в субъектах РФ. 19 ноября в Казани состоялась встреча главы Минпросвещения РФ Ольги Васильевой со студентами-педагогами.
Фото: ФедералПресс / Дмитрий Барков