МОСКВА, 5 ноября, ФедералПресс. В театре «Практика» состоялась необычная премьера.
В рамках фестиваля «Территория» девять режиссеров театра поставили спектакль «LOREM IPSUM» по одноименной пьесе-эксперименту Екатерины Августеняк. Оригинальность спектакля заключается в способе его создания – драматургический текст был придуман компьютером.
Для создания пьесы Августеняк воспользовалась текстогенераторами. Задавая количество абзацев и тему, драматург получила готовые блоки текста. Она выделила из них персонажей, что-то обозначила репликами, что-то отметила как ремарки. Отсюда и само название — «LOREM IPSUM» специально сгенерированный бессмысленный текст для заполнения страницы в веб-дизайне.
Пьеса Августеняк состоит из девяти эпизодов: «Русская классика», «Бизнес и финансы», «Наука и техника», «Юмор и развлечения», «Дом и семья», «Медицина и здоровье», «Спорт», «Философия» и «Искусство». Перед началом каждого спектакля путем голосования зрителям предлагается выбрать три темы, и еще две темы выбираются авторами. Таким образом определяется, какие пять эпизодов будут показаны в спектакле.
Первым делом с помощью титров авторы спектакля сообщают нам, что «LOREM IPSUM» – не просто «латинская заготовка», используемая для имитации текстового наполнения сайта, а искаженный фрагмент 32-33-го абзацев философского трактата Марка Туллия Цицерона «О пределах блага и зла». И непосредственно «LOREM IPSUM» переводится как «БОЛЬ ОЧЕН». Но спектакль поставлен, конечно же, не о боли. При полном (почти) отсутствии логических, синтаксических и лексико-грамматических связей в тексте, концепция спектакля абсолютно ясна – эдакая лингвистическая игра, высмеивающая штампы, клише и стереотипы. В этой игре и актер и зритель ежесекундно находятся на грани между осмысленностью и бессмыслицей. При этом в большинстве эпизодов просматриваются конкретные персонажи с конкретными взаимоотношениями в конкретных обстоятельствах.
Несомненно, огромную роль в успехе этого проекта играют (как бы забавно это ни звучало) актеры. Без точных, выверенных актерских работ, зритель бы ничего не понял. Так брусникинцы доказывают, насколько несущественна логика в тексте перед внутренним наполнением актера.
Очень удачно подобран формат – эпизоды между собой не связаны и каждый длится не более 20 минут. Благодаря этому, спектакль воспринимается легко и без труда удерживает внимание зрителя. Но при преобразовании аналогично созданных текстов в формат стандартных спектаклей существует риск: уже после 20 минуты зритель может устать от однообразия текста.
Оригинальный и очень любопытный эксперимент. Возможно он найдет пути воплощения еще в каких-либо театральных (или нет) формах. И как приятно понимать, что пока еще компьютер не способен создать спектакль целиком. Без живого человека оболочки мертвого текста так и останутся оболочками.
Фото: ФедералПресс / Елена Сычева