МОСКВА, 30 марта, ФедералПресс. Автор книги «The Shame Machine» Кэти О`Нил рассказала Time, как крупные технологические компании используют чувства пользователей для получения прибыли. Она отметила, что стыд – это полезный социальный механизм, который принуждает человека соответствовать общей норме.
«Стыд – это интуитивная, инстинктивная реакция», – подчеркнула писатель.
Как отмечает эксперт, соцсети используют чувство стыда в своих целях. Кэти О'Нил считает, что они зарабатывают на недостатках и уязвимостях людей, манипулируя чувством стыда.
Большинство онлайн-платформ используют именно слабые стороны человека, уверена спикер. Они качественно и количественно оценивают и профилируют пользователей, отмечая, например, склонность к азартным играм, шопоголизму.
«Во время изучения бариатрической хирургии как способа избежать диабета я была засыпана онлайн-рекламой, которая считала меня уязвимой для причудливых диет, липосакции и пластической хирургии», – рассказала Кэти О'Нил.
Она добавила, что точно знала, почему ее онлайн-пространство заполнено такими объявлениями и как они манипулировали ей. Тем не менее, подчеркнула эксперт, они все равно оказывали влияние на психику.
Социальные сети заинтересованы только в одном, добавила Кэти О'Нил: в постоянном удержании внимания. Вот почему платформы создают у пользователей ощущение комфорта в окружении друзей-единомышленников, своего сообщества.
Постоянное автоматическое усиление возмущения, основанного на стыде, вызывает у пользователей неискреннюю, прагматичную поддержку тех или иных ценностей, а также желание улучшить свой имидж и показать соответствие разделяемым в сообществе ценностям. Они получают крошечную порцию дофамина за то, что пристыживают кого-то несогласного.
А поддержка от друзей-единомышленников убеждает пользователей в этом и доказывает, что все, кто находятся за пределами круга, мыслят неправильно. В результате вместо социальной сплоченности пользователи травят друга, проводя в соцсетях огромное количество времени и увеличивая прибыль ИТ-гигантов.
У людей всегда были разногласия, и это абсолютно нормально, считает эксперт. Стравливая общество друг с другом на основе чувства стыда, крупные цифровые площадки мешают пользователям быть более толерантными и лояльными. Кэти О'Нил посоветовала критически наблюдать за тем, как соцсети манипулируют, и не поддаваться этому.
Фото: ФедералПресс / Ольга Юшкова