20 июня, МОСКВА, ФедералПресс. Исследование «Потенциал импортозамещения в креативных индустриях» представил генеральный директор АНО «Центр развития культурных инициатив», руководитель арт-кластера «Таврида» Сергей Першин.
В анализе говорится, что в России выделяют 16 отраслей креативных индустрий. В контексте разговоров об импортозамещении чаще других фигурируют архитектура, дизайн, киноиндустрия, мода, шоу-бизнес и IT.
Исследователи оценили эти отрасли по степени привлекательности и срокам реализации задач. «Для корректной оценки наши аналитики вывели целые формулы: по каждой из отраслей сопоставляли общие экспертные оценки и показатели по задачам, возложенным на отрасли: количество, сложность выполнения, отдача или выгода от выполнения. Логика оценки сроков реализации была следующая: мы вычислили среднее значение по длительности входящих в сферу задач, экспертная оценка по которым, в свою очередь, приводилась непосредственно по 5-балльной шкале, где 1 – до полугода, 2 – до года, 3 – до двух лет, 4 – до трех лет, 5 – до 5 лет», – отмечает Першин.
Итогом анализа стал рейтинг отраслей по потенциалу импортозамещения. Возглавляет рейтинг мода с общей оценкой 4,5, а завершает шоу-бизнес с 1,4 балла. Между этими отраслями места в рейтинге распределились следующим образом: киноиндустрия (3,8), IT (2,76), архитектура (2,7), дизайн (2,6).
«Как показывает мой опыт общения с профессионалами этих отраслей, всё вполне закономерно. Коллеги из музыкальной среды подтверждают, что сфера шоу-бизнеса у нас изначально ориентирована на локального производителя, а значит, у нее есть преимущества. В то время как в индустрии моды мы долгое время опирались на иностранный опыт», – сказал Першин, представляя исследование на полях Петербургского международного экономического форума.
Исследовательская работа, кроме всего прочего, выявила другие любопытные тренды: во-первых, существует конфликт понятий «отцов и детей»: зрелое экспертное сообщество высказывается, так сказать, с болью об освобождающихся нишах на рынке, но готово вкладываться в импортозамещение. «А у молодых профи несколько иная риторика: само понятие «импортозамещение» воспринимается ими как неинтересное, они усматривают в этом поверхностный подход, их видение устремлено на создание принципиально новых продуктов», – отмечается в исследовании. Перспективы тоже видятся по-разному: зрелые эксперты говорят, что потенциал в том, что российские специалисты смогут выпускать аналоги, равноценные исчезнувшим с рынка продуктам. Молодые специалисты креативных индустрий транслируют идею о том, что нужно создавать свое, причем начиная с основ.
В течение месяца методом случайной выборки собирались публикации – от экспертных статей в профильных изданиях до постов и комментариев в социальных сетях. В результате было проанализировано около 500 материалов, авторы которых и эксперты, и профессионалы, и молодые специалисты, и даже простые наблюдатели.
Фото: ФедералПресс / Ольга Юшкова