МОСКВА, 31 марта, ФедералПресс. Министерство просвещения готовит проект федерального закона о наставничестве, который станет нормативно-правовой основой для развития института наставничества.
«В Год педагога и наставника перед нами стоит важная задача – создать условия для системного развития наставничества в России», – сообщил директор Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Минпросвещения России Виктор Неумывакин.
Указом президента 2023 год был объявлен Годом педагога и наставника, миссия которого – признание особого статуса педагогических работников, в том числе выполняющих наставническую деятельность.
«От учителя очень многое зависит, профессия педагога – одна из главных на Земле. Педагог – ключевой ориентир, от того, насколько учитель передаст знания, умения, вложит душу в обучающихся, очень многое зависит», – отметил министр просвещения Сергей Кравцов.
Мероприятия Года педагога и наставника будут направлены на повышение престижа профессии учителя – одной из ключевых задач нацпроекта «Образование». Педагоги и учителя по всей стране могут повышать свою квалификацию, получать методическую и иную поддержку.
Для развития компетенций педагогов в каждом регионе открываются центры непрерывного повышения профессионального мастерства.
Вопрос подготовки педагогов и преподавателей среднего профессионального образования в настоящее время также актуален, так как более 65 % девятиклассников после окончания школы выбирают для себя колледж или техникум.
К 2024 году для профессионального развития и обучения педагогов в каждом регионе РФ будет действовать единая федеральная система научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров. Также к концу 2024 года планируется открыть в педагогических вузах 33 технопарка «Кванториум». На сегодня открыто уже 20 таких педагогических технопарков.
В рамках популяризации наставничества среди молодых преподавателей в регионах создаются различные проекты, в рамках которых учителя и преподаватели с большим стажем работы рассказывают о своем пути в профессию и делятся опытом с более неопытными коллегами.
Так, в Валуйском колледже Белгородской области стартовал проект «Свой путь». Одним из участников проекта стала Наталья Елдынова, педагог с 40-летним стажем, преподаватель педагогики, теоретических основ организации обучения в начальных классах.
«Вся семья мечтала видеть меня учителем. Мама с детства воспитывала во мне убежденность, что самый важный и нужный человек – это учитель, он остается в сердце всех людей на всю жизнь, что эта профессия очень важна и нужна людям», – рассказывает о себе Наталья Елдынова.
Работа для нее – возможность отдавать то, что получила от природы и воспитания. По словам преподавателя, самое важное в работе – взаимопонимание студента и педагога, трудолюбие всех участников процесса, хороший результат, поддержка коллег и руководства.
В Самарской области введение в профессию дополнительного образования Сергиевского района происходит путем наставничества, опыт которого высоко оценен педагогическим сообществом. Система наставничества помогает людям, пришедшим из реального сектора экономики и испытывающим трудности в педагогике, адаптироваться в новой сфере деятельности.
Педагог высшей категории с 20-летнем стажем Анна Куля с 2019 года является наставником для Ивана Тимашева. Он, окончив Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика С. П. Королева, в свое время прошел переподготовку и начал карьеру педагога дополнительного образования технической направленности. Кардинальная смена отрасли далась непросто, и практические советы более опытного коллеги оказались весьма кстати.
Благодаря руководству наставника Тимашев заметно вырос как профессиональный педагог: за три года он неоднократно выступал с докладами на различных семинарах, конкурсах и, что самое главное, нашел свой собственный подход к воспитанникам.
Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева