Top.Mail.Ru
Общество
Москва
0

Уход западных компаний вдохновил пользователей переключиться на отечественные сервисы

пользователи
Большинство пользователей считают, что отечественные сервисы ничем не уступают иностранным аналогам

МОСКВА, 8 декабря, ФедералПресс. Отечественные сервисы всегда были популярны у россиян, а после ухода ряда зарубежных компаний уверенно забрали себе их аудиторию. О том, как повлиял на Россию уход западных площадок, рассказал генеральный директор ассоциации «Интернет-видео» Алексей Бырдин.

По словам эксперта, традиционные формы культурного досуга – прослушивание музыки, просмотр фильмов, чтение книг – сегодня реализуются в основном через цифровые сервисы, позволяющие иметь постоянный доступ к огромному количеству контента.

«Возьмем, к примеру, музыку. Объективно, российские музыкальные стриминги сегодня в прекрасной форме и продолжают развиваться», – отметил Алексей Бырдин.

Совсем недавно «Яндекс. Музыка» провела ребрендинг и вновь усовершенствовала свои алгоритмы, напомнил Бырдин. Это смелые шаги уверенного в себе сервиса с высокой лояльностью подписчиков одной из крупнейших цифровых экосистем, считает эксперт.

С января по сентябрь 2023 года аудитория «Яндекс. Музыки» увеличилась в 1,5 раза. А сервис «Звук» от Сбера тоже сделал мощный рывок – его стали слушать в 5,2 раза чаще. В сумме отечественные музыкальные стриминговые сервисы нарастили слушателей на 25 %, а потребление трафика – на 36 %, добавил Алексей Бырдин. В целом, согласно опросам, более 80 % россиян пользуются стримингами, разработанными у нас в стране.

«Разумеется, свою роль сыграл уход западных компаний. Трудности с оплатой подписки в Apple Music и полное прекращение работы Spotify вдохновили немало юзеров переключиться на отечественный продукт. От Apple Music отказались 15 % подписчиков, а с YouTube музыки ушли целых 65 % пользователей», – отметил Алексей Бырдин.

Однако это не единственная причина, по которой все больше людей выбирает родные стриминги. Первое – они созданы для русскоязычной аудитории, в них лучше представлены современные российские исполнители. К примеру, в «VK Музыке» самые популярные российские треки набирают сотни миллионов прослушиваний. Второе – судя по всему, они просто реально хороши, отметил эксперт.

Кажущийся кризис стал эпохой расцвета не только для отечественных сервисов: сам аудиовизуальный контент пошел в наступление. Это особенно заметно на примере кино. Нехватка, вызванная пересыханием бесконечного источника западных фильмов и сериалов, стала мощным стимулом для российских творцов, считает эксперт. Один за одним на экраны стали выходить интересные проекты. Если раньше при словах «хороший российский фильм» можно было представить себе проект, созданный совместно с каким-нибудь Disney, то сегодня это словосочетание ложится на многие продукты разных форматов и жанров.

Но ярче всего прогресс виден в сериалах. Российский сериал – это больше не затянутое телевизионное «мыло» для дневного эфира и целевой аудитории бабушек.

«Индустрия поймала волну и поняла, как нужно делать качественный продукт для молодежи. И стала его делать. Громкие премьеры пошли одна за одной. Спецификой сериалов нового поколения стало то, что они осознанно ориентированы на молодую аудиторию и сделаны специально для просмотра в онлайн-сервисах», – отметил Алексей Бырдин.

Глобальная сеть стала лакомым кусочком для киноиндустрии. Онлайн-кинотеатры стали заключать все больше долгосрочных эксклюзивных контрактов с российскими студиями. Бум отечественного контента продолжается, отмечает эксперт. Теперь наши фильмы активно поставляются иностранным рынкам, в первую очередь Азии, Латинской Америке, Ближнему Востоку и Африке. Даже западные кинотеатры, ушедшие из РФ, хотят посотрудничать. Так, Amazon Prime включит в свой каталог сериал «Елизавета». Экспорт национального контента претерпевает перемены, но после стресс-теста прошлого года вновь набирает обороты.

Как и импорт контента зарубежного. Подписчикам онлайн-кинотеатров нужно разнообразие, и сервисы его обеспечивают. Благодаря активным закупкам кино из дружественных стран отечественные сервисы с января по начало ноября 2023 года нарастили число тайтлов с 29,7 до 31,9 тысячи. Это больше, чем было до ухода мейджоров.

Старания отечественных сервисов не прошли даром: они занимают все больше места в жизнях россиян. Сегодняшний зритель проводит за просмотром сериалов и фильмов в онлайн-кинотеатрах на 10–15 % больше, чем в прошлом году. И само число таких зрителей значительно больше, чем в 2022. За первое полугодие число подписчиков российских платформ увеличилось на 41 % до 36,7 миллиона.

«Именно таким игрокам, как «Кинопоиск», «Иви», Okko, Start, Kion и т. д., удалось открыть российской аудитории мир платных подписок. Пользоваться отечественными сервисами просто, приятно и при этом недорого. Средняя стоимость месячной подписки – 350 рублей. Как показал опрос, удовлетворенность работой отечественных онлайн-кинотеатров сохраняется на уровне 4,18–4,41 балла из 5 возможных», – отметил Алексей Бырдин.

Удобство и широта выбора контента на отечественных стримингах стабильно растет. Кроме того, сервисы постоянно совершенствуют свои алгоритмы, чтобы подбирать персонализированный контент, максимально соответствующий вкусам пользователя, отмечает эксперт.

Если в случае музыки и кино мы наблюдали переток подписчиков с иностранных стримингов в российский сегмент, то на рынке книжных сервисов отечественные игроки всегда были неоспоримыми лидерами во главе с «ЛитРес», считает эксперт. После стресса 2022 года рынок цифровых книг вернулся к прежним темпам роста, увеличившись на 31 % в третьем квартале 2023 года.

«Одна из причин хорошей динамики рынка сервисов с электронными книгами – рост интереса к формату аудиокниг. Уникальная возможность потреблять литературу в фоновом режиме, подкрепленная качеством читки и даже звуковыми эффектами – дает мощный импульс к развитию этого сегмента. Даже те, кто «не любят много букв», начинают любить звуки книг. Это чувствуют и аудиосервисы, дополняющие свой функционал, как это сделал в сентябре VK, и собственно литературные платформы, такие как «Библио» и «Литнет», – отметил Алексей Бырдин.

И, наконец, цифровые сервисы позволяют пользователям читать то, что они никогда не смогли бы найти на полках книжных магазинов и библиотек – самиздат. Литературное творчество сегодня увлекает многих непрофессионалов, и преград талантам нет практически никаких. Издательства больше не выступают стражами у ворот в мир читателей, теперь авторы и любители книг могут найти друг друга без труда, отметил эксперт.

В целом можно сказать, что российский рынок цифрового контента во всех своих формах и проявлениях чувствует себя неплохо, высоко оценивается зрителями, слушателями и читателями и точно будет дальше предлагать самый доступный и удобный формат досуга.

Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.