САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 20 марта, ФедералПресс. Уникальная выставка шедевров уральских камнерезов «Камнерезное искусство Урала. Античность» открылась в Кадетском зале Горного музея Санкт-Петербургского горного университета Екатерины II. Проект стал результатом развития сотрудничества музея и екатеринбургского Фонда семьи Шмотьевых – известных российских бизнесменов и меценатов.
На сей раз уральцы представили посетителям музея работы студии камнерезного искусства «Святогор». В экспозиции скульптуры, изображающие мифических персонажей Зевса, Геракла, богиню Нику, а также великого полководца античности Александра Македонского. Работы впервые демонстрируются широкой публике.
«Сложившееся сотрудничество с Горным университетом – кузницей инженерно-технических кадров горнодобывающей отрасли и Горным музеем – одним из крупнейших в мире музеев горно-геологического профиля, является важной частью миссии фонда, созданного для популяризации уральского камнерезного искусства, существенную роль в развитии которого сыграли выпускники Горного института. Мы планируем продолжение проекта новой выставкой в декабре 2024-го, и далее со сменой экспозиции два раза в год», – прокомментировал основатель фонда Александр Шмотьев.
По словам кандидата искусствоведения, доцента Уральского федерального университета, заместителя директора фонда Людмилы Будриной, для создания скульптур использовалась старинная технология объемной мозаики, модернизированная лучшими камнерезами России.
«Мы решили показать ту часть коллекции, которая до сегодняшнего дня еще не покидала Екатеринбурга и впервые представлена публично. Для этого отобрали примеры на тему античности, решив тем самым вернуться к истокам техники объемной мозаики. А техника заключается в том, что каждая из скульптур собирается из разных блоков минералов», – рассказала Людмила Будрина.
В качестве примера она обратила внимание посетителей на конную скульптуру Александра Македонского. Например, попона коня выполнена из авантюрина с врезанными туда долеритовыми темными пятнами и украшена изящно вырезанными коготками. Щит сделан из сочетания пирита и гематита. Кирасная часть доспеха полководца выполнена из гематита, широкий пояс из пирита, из голубоватого халцедона, туника Македонского перекликается с оттенками лазурита, его прозрачный плащ намекает на то, какой длинный и трудный путь проделан его владельцем.
Не менее выразительна фигура Геракла, где даже основание скульптуры передает накал борьбы героя с чудовищем.
Людмила Будрина рассказала, что мастерская «Святогор» является одним из крупнейших камнерезных предприятий на Урале. Чтобы стать настоящим мастером, ученику требуется трудиться над собой не менее 15 лет, изрезав при этом сотни килограммов камня. Зато потом лучшие мастера обретают чувство камня, умение предугадывать направление рисунка, расположение дефектов, особенности материала, для того чтобы использовать это в произведении.
Ректор Санкт-Петербургского горного университета Владимир Литвиненко отметил, что это не первая выставка, которую музей проводит с Фондом семьи Шмотьевых.
«Горный университет рад представившейся возможности познакомить профессионалов горной отрасли и наших обучающихся с шедеврами камнерезного искусства. Подобного рода взгляд на минеральное сырье, которое мы в отрасли привыкли утилитарно использовать в целях развития страны, позволяет лучше раскрыть потенциал наших студентов, ведь русские горные инженеры всегда отличались широтой взглядов и глубиной образования, что подразумевало и присущую русской интеллигенции высокую культуру», – отметил ректор Университета.
Он добавил, что посещения музея используются для того, чтобы познакомить школьников с природой и разнообразием минералов, а с недавних пор просмотр экспозиции как учебного пособия стал обязательным и для студентов начальных курсов Горного университета.
Как сообщал «ФедералПресс», первую выставку уральских камнерезов в музее Горного университета Фонд семьи Шмотьевых представил в октябре прошлого года, расширив ее к 250-летию вуза. В итоге она насчитывала 10 витрин, в которых были представлены одиннадцать крупных экспонатов, в том числе объемные мозаики «Суворов» и «Гренадер», а также скульптуру «Россия» – интерпретацию в камне известной работы художника Николая Лаверецкого.
В дальнейшем сотрудничество предполагается продолжить. На сегодняшний день в коллекции Фонда семьи Шмотьевых хранится более сотни уникальных камнерезных шедевров, и собрание постоянно пополняется. Уральцы планируют обновлять в экспозиции Горного музея примерно по четыре витрины каждые полгода.
Фото: ФедералПресс / Татьяна Буторина