САЛЕХАРД, 4 апреля, ФедералПресс. Ямальские ученые расставили на семи ключевых участках дороги термометрическое оборудование, которое позволит измерить температуру грунтов до 10 метров. Зачем это нужно – выяснил «ФедералПресс».
«Это необходимо при эксплуатации автодорог в столь сложных и нестабильных условиях Крайнего севера», – пояснили в департаменте внешних связей Ямало-Ненецкого автономного округа.
В придорожной полосе ученые пробурили отверстия, в скважины установили пластиковые трубы, а в них – специальные «дорожные» термометры.
Кроме температуры, ученые измеряют толщину и плотность снега на трассе. Для этого используются беспилотники. Когда снег сойдет, эти исследования повторят, чтобы сопоставить результаты зимы и лета.
«Такой комплексный подход позволяет оценить влияние влагозапаса снегового покрова на деформации, происходящие с линейным объектом в целом», – пояснили специалисты.
Планируется, что полученные данные используют в расчетах при проектировании и строительстве ямальской дороги. Изысканиями занимаются ученые Научного центра изучения Арктики.
Любопытно, что ямальские ученые также разрабатывают мерзлотную карту ЯНАО в ходе реализации нацпроекта «Наука и университеты». На ней оперативно отмечают информацию о состоянии мерзлоты Ямала и основные характеристики местных грунтов с прогнозом на ближайшие полвека. Карта поможет разрабатывать технологии и материалы для строительства зданий и дорог.
Ранее «ФедералПресс» писал, что в прошлом году ученые на Ямале впервые пробурили скважины в крупнейшем леднике Полярного Урала. Что сделали с уникальным керном – читайте здесь.
Фото: ФедералПресс / Ксения Кобалия