Публичные слушания по поводу строительства нового пермского театра и реставрации старого, мягко говоря, удивили участников. Выяснилось, что краевые власти, депутаты заксобрания и администрация Театра оперы и балета (ТОиБ) по-своему представляет объект обсуждения и предлагает варианты, которые не устраивают другие стороны. В итоге ход реализации многолетнего и многомиллиардного проекта откатился на нулевую точку. Как это было – в материале «ФедералПресс».
Публичные слушания по поводу строительства нового пермского театра и реставрации старого, мягко говоря, удивили участников. Выяснилось, что краевые власти, депутаты заксобрания и администрация Театра оперы и балета (ТОиБ) по-своему представляет объект обсуждения и предлагает варианты, которые не устраивают другие стороны. В итоге ход реализации многолетнего и многомиллиардного проекта откатился на нулевую точку. Как это было – в материале «ФедералПресс».
В перечне объектов капитального строительства в Прикамье на 2016–2018 год давно значится строительство нового театр оперы и балета им. П. И. Чайковского на 1500 мест и реконструкция старого здания театра на 843 места. Проект утвержден краевым заксобранием и губернатором, под него даже обещали финансирование из федерального бюджета. Пора переходить от слов к делу – с таким настроем пришли на публичные слушания ответственные и заинтересованные лица. Но их оптимизм быстро сменился удивлением. Краевой министр культуры Игорь Гладнев неожиданно заявил, что строить будут не то, не там и не тогда. Вместо нового театра – концертно-театральный зал. Взамен территории возле старого здания театра чиновник предложил на выбор два участка: в краевой собственности на Окулова, 14 или в муниципальной на Ленина, 2а. И, что самое главное, строить новый концертно-театральный зал надо одновременно с реставрацией старого.
Понимая всю глубину кризиса, в который рухнул проект, депутат заксобрания Олег Жданов попытался привести министра в чувство: «Мы о чем сейчас говорим? У нас есть проект, который даже прошел госэкспертизу. Почему и кем он отменен? Я хочу услышать четкое обоснование по каждому объекту отдельно, а не агитацию в пользу развития культуры, это, в конце концов, комитет по инфраструктуре, а не по социальной политике. Одно здание строится с нуля, второе, которое реконструируется, является объектом культурного наследия, под одним есть земля, под другое ее надо отводить. Это невозможно рассматривать в одном пакете»!
Замминистра строительства и ЖКХ Александр Бондаренко уточнил, что можно воспользоваться готовым проектом ОАО «КБ ВиПС», проведя необходимую корректировку. Контракт на проведение этих работ стоимостью в 50 миллионов рублей планируется заключить до 1 апреля. Игорь Гладнев раскрыл детали по срокам и стоимости работы. Концертный зал рассчитан на 1100 мест. До конца первого полугодия 2017 года будет разработана проектно-сметная документация, во второй половине следующего года и в 2018 году проведут строительно-монтажные работы по возведению нового здания и реконструкцию действующего объекта. Стоимость реконструкции составит 950 миллионов рублей, а строительства – 3 миллиарда 300 миллионов рублей в ближайшие три года плюс 1 миллиард 250 миллионов рублей в срок за пределами плановой трехлетки.
Видя негативную реакцию парламентариев, исполнительный директор ТОиБ Галина Полушкина напрямую увязала решение о строительстве нового театра с вопросом, быть или не быть пермскому балету. Она заявила, что проект КБ ВиПС очень хорош, но только на приличном удалении от Театрального сквера, где стоит ТОиБ. Главный его недостаток – необходимость остановить спектакли на несколько лет, пока идут строительство и реконструкция. Такой длительный простой погубит профессиональную карьеру артистов, и они просто разбегутся по театрам в других городах. Но если ничего не делать, отток кадров все равно усилится, так как танцевать на сцене площадью в 300 кв. метров опасно для здоровья. Для примера, сцены Большого театра и Мариинки вдвое больше, уточнила госпожа Полушкина. Кроме того, серьезные проблемы доставляют технологии 19 века в управлении декорациями – никакой автоматики. Вдобавок места под репетиции и инвентарь настолько мало, что приходится арендовать помещения в городе.
Артисты вынуждены выступать на маленькой сцене
Депутатов ЗС проблемы пермского балета впечатлили, но с выбранного пути свернуть не заставили. Парламентарии живо представили себе риски, аналогичные театральному долгострою в Кудымкаре, вероятное увеличение стоимости проекта, динамику роста бюджетного дефицита и решили, что не стоит сразу соглашаться с предложением Игоря Гладнева. Народные избранники не стеснялись в выражениях, характеризуя работу министра культуры. Общее мнение выразил депутат ЗС Андрей Колесников, оценивший публичные слушания как не очень подготовленные.
Глава комитета по бюджету Елена Зырянова посчитала нецелесообразным выделение средств на проект в том виде, в котором он был анонсирован: «В перечне объектов капстроительства нет ни слова о концертном зале. Надо было обговаривать смену концепции до публичных слушаний. Сколько уже проектов не было реализовано не из-за отсутствия средств, а из-за неразберихи на стадии подготовки? Мы уже потратили не одну сотню миллионов рублей и снова оказались в нулевой точке. Определитесь, наконец, что вы планируете строить, кто заказчик, кто будущий балансодержатель. А пока уже на старте создана проблема, решить которую невозможно».
Депутат ЗС Геннадий Кузьмицкий поддержал коллег: «Не понимаю, почему зашел разговор о концертном зале. Я не готов говорить о том, о чем впервые услышал».
Глава инфраструктурного комитета Виктор Плюснин резюмировал: «Публичные слушания не получились. Вместо обсуждения объектов строительства мы два часа обсуждали концепцию культурного развития. Зачем сложную экономическую конъюнктуру усугублять внутренней несогласованностью? Предлагаю продолжить разговор на февральском заседании комитета ЗС по инфраструктуре». Господин Плюснин отметил, что если концепция строительства концертного зала будет принята, то придется решением заксобрания вносить соответствующие изменения в перечень объектов капитального строительства.