Top.Mail.Ru
Общество
Красноярский край
0

Росатом пошел на поправку

По мнению красноярцев, госкорпорация добилась изменения законов, позволяющих строить ядерный могильник

Проект могильника для отходов ядерного топлива (ОЯТ) под Красноярском и поправки к краевому закону о радиационной безопасности населения обрели логическую связь. И то, и другое пролоббировано могущественной госкорпорацией «Росатом», считают эксперты. Формально региональный закон приводят в соответствие с федеральной правовой базой, но за процессом стоят усилия атомщиков, также продавивших нужный результат на публичных слушаниях по строительству могильника.

Проект могильника для отходов ядерного топлива (ОЯТ) под Красноярском и поправки к краевому закону о радиационной безопасности населения обрели логическую связь. И то, и другое пролоббировано могущественной госкорпорацией «Росатом», считают эксперты. Формально региональный закон приводят в соответствие с федеральной правовой базой, но за процессом стоят усилия атомщиков, также продавивших нужный результат на публичных слушаниях по строительству могильника. По мнению экологов и оппозиционеров, это может привести к конфликтам и самым негативным последствиям для Красноярского края. Госкорпорации предлагают выйти из тени, вступив в открытый диалог с общественными организациями и населением, которому предстоит жить рядом с опасным объектом. Подробности – в материале «ФедералПресс.Сибирь».

«Мы действительно голосовали за внесение поправок для соответствия нашего закона федеральному законодательству, – сообщил «ФедералПресс.Сибирь» депутат Законодательного собрания Красноярского края от ЛДПР Артем Черных, входящий в комитет ЗС по природным ресурсам и экологии. – Пусть вас не смущает, что даты принятия федеральных законов более ранние, чем у краевого. В них не так давно тоже были внесены поправки. Поэтому мы вынуждены корректировать региональный норматив. Кому это могло так срочно понадобиться, мы можем только догадываться».

Как сообщал «ФедералПресс.Сибирь», поправки к красноярскому закону о радиационной безопасности населения были приняты за несколько дней до Нового года. По мнению экологов, они фактически снимают последние препятствия для вечного захоронения радиоактивных отходов на территории региона. Край больше не принимает решения по этим вопросам, а действует исключительно в рамках государственной системы учета и контроля ОЯТ. Решение – за федеральным центром и его структурами.

При этом стало известно, что у Росатома уже имеется проект строительства могильника ядерных отходов в пределах 60 км от миллионного Красноярска. Речь идет о Нижнеканском скальном массиве рядом с Железногорском, городом-спутником краевого центра (бывший Красноярск-26, еще около 100 тыс. жителей). Потенциальный объем размещаемых ОЯТ составляет 500 тыс. кубометров.

По информации собеседников «ФедералПресс.Сибирь», обсуждение проекта захоронения происходило максимально скрыто, без привлечения тех, кто мог бы квалифицированно задать неудобные вопросы. Публичные слушания по проекту, организованные Росатомом в Железногорске летом 2012 года, хоть и завершились «одобрением», но больше, по словам очевидцев, походили на формальность. В городе с материалами оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) смогли ознакомиться лишь 46 человек. Бумажное и электронное копирование документов было запрещено, материалы в трех экземплярах находились в общественной приемной мэрии. Сами слушания были назначены на разгар рабочего дня. В составе счетной комиссии были исключительно представители Железногорского горно-химического комбината (дочернее предприятие Росатома) и аффилированных с ним структур.

Депутат Госдумы РФ Валерий Зубов, избранный по красноярскому списку «Справедливой России» и возглавлявший регион в 1993–1998 годах, подтвердил корреспонденту «ФедералПресс.Сибирь» факт лоббирования проекта со стороны Росатома. По словам экс-губернатора, эта госкорпорация имеет в российском парламенте мощнейшее лобби, которое обеспечило изменение законодательства. Валерий Зубов признал, что в этом есть позитивный момент, поскольку атомная промышленность значима для страны в экономическом, технологическом и социальном аспектах.

«С другой стороны, негативный момент: они почти все делают втихаря – это неправильно, – отметил политик. – Прежде чем что-то лоббировать, необходимо внятно разъяснить большинству людей, какие риски, какие выгоды и плюсы появятся у них. Тем более если речь о таком проекте, как строительство могильника радиоактивных отходов. Это социально чувствительный объект. Отсутствие информации обязательно приведет к конфликтной ситуации. Неужели людей ничему не учит история с Енисейским заводом ферросплавов?! Втихаря не выйдет».

Валерий Зубов привел пример, как этот вопрос решают в европейских странах. По его сведениям, в Финляндии ядерные отходы хоронят на очень большой глубине с гарантией сохранности 20 тыс. лет. И главной проблемой при этом является способ, как проинформировать потомков, если они вздумают вести раскопки, что их ждет внизу, так как может измениться язык и культура.

«Во Франции ОЯТ перерабатывают на заводах по новейшим и уникальным технологиям, там чисто и безопасно, – пояснил справоросс. – Туда возят экскурсии, включая школьников. Мало того, что это пример яркой информационной открытости, они еще и деньги на этом зарабатывают. Нам есть чему учиться».

Получить комментарий госкорпорации и регионального министерства природных ресурсов и лесного комплекса не удалось.

По мнению красноярского активиста Александра Колотова из «Зеленой России», экологической фракции партии «Яблоко», закрытость Росатома может привести к большим проблемам у будущих поколений жителей региона. «У нас есть информация о том, что Енисейский участок, где расположен Нижнеканский скальный массив, – самый геологически подвижный, – заявил эколог. – Речь идет о сантиметрах в тысячелетие. И это чревато серьезными последствиями. Я не умаляю профессионализма специалистов ГХК и Росатома, но то, что им не придет в голову, может «озарить» экспертов со стороны. Чем больше людей, тем больше мнений. Нужно учесть максимальное количество вариантов последующих событий. Считаю, нужно организовать рабочие и экспертные группы, куда войдет как можно больше общественных организаций. Для этого Росатом должен быть более открытым».

По мнению некоторых оппонентов проекта, могильник окажется на расстоянии менее 50 км от краевого центра. А это значит, что в публичных слушаниях должны участвовать не только жители Железногорска, но и рядовые красноярцы.

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.