В воскресенье, 5 августа, премьер-министр России Дмитрий Медведев с рабочим визитом посетил Омск. Так уж совпало, что приезд председателя правительства РФ пришелся на День города в столице Прииртышья, а также на День железнодорожника. Поэтому глава кабинета министров обратил внимание на проблемы железных дорог.
В воскресенье, 5 августа, премьер-министр России Дмитрий Медведев с рабочим визитом посетил Омск. Так уж совпало, что приезд председателя правительства РФ совпал с Днем города в столице Прииртышья, а также Днем железнодорожника. Поэтому глава кабинета министров обратил внимание на проблемы железных дорог. Он поручил президенту РЖД Владимиру Якунину создать методику формирования экономически обоснованного уровня железнодорожных тарифов и решить проблему грузовых перевозок. В Омске же бывший глава государства отдал особые распоряжения относительно строительства метро. Первую очередь подземки планируется ввести в строй к 300-летию города. Подробности – в материале «ФедералПресс.Сибирь».
В День железнодорожника губернатор Омской области Виктор Назаров обратился к премьер-министру с просьбой помочь достроить первую ветку омского метрополитена на условиях софинансирования с федеральным бюджетом. По словам Назарова, своими силами регион не сможет к 300-летию города довести до конца этот проект. В ответ в ходе десятиминутной встречи Дмитрий Медведев поставил губернатору задачу – уложиться в предстоящие четыре года. «Считайте это моим поручением, и не только органам власти Омской области, но и нашим ведомствам, довести эту работу до конца. Этого ждут граждане Омска», – заключил председатель правительства России.
Кроме того, Медведев посетил локомотивное депо, осмотрел «медицинский поезд», пообщался с работниками железнодорожного транспорта о профессиональном образовании и ипотечных программах, а также побывал в Омском государственном университете путей сообщения.
Однако главные события, связанные с железными дорогами, произошли на пути из Омска в Томск, когда Дмитрий Медведев провел еще одно совещание. На нем глава кабмина поручил главе РЖД Владимиру Якунину создать методику формирования экономически обоснованного уровня тарифов на железнодорожные перевозки. «Тарифы должны обеспечивать безубыточную работу железных дорог с одной стороны и способствовать их дальнейшему развитию – с другой стороны. Поэтому соответствующую методику мы должны будем скорректировать уже в самое ближайшее время», – заявил Дмитрий Медведев.
Как отметил заместитель министра экономического развития РФ Андрей Клепач, раньше рост тарифов на грузоперевозки был запланирован на уровне 5,5 %. Однако, по словам замминистра, предельный уровень индексации можно повысить до 7 %. По его словам, это бы позволило избежать убытков, которые, по подсчетам экспертов, в 2013 году могут достичь у РЖД 38,6 млрд рублей. Второй инструмент предотвращения убытков – это экономия материальных ресурсов и рост эффективности работы госмонополии.
«На наш взгляд, параметр повышения производительности на 2013 год – не меньше 4 %, а дальше 5 %, – заявил Андрей Клепач. – На самом деле надо даже выше, для того чтобы обеспечить необходимую экономию и отказаться от тех субсидий, которые мы сейчас предоставляем РЖД. Тогда можно выйти на хорошую операционную прибыль».
Еще одна проблема – это нехватка ресурсов для инвестиционной программы госкомпании, объем которой на 2013–2015 годы запланирован на уровне 1,1 трлн рублей. При этом от 40 до 70 % проектов имеют срок окупаемости 10–15 лет, а некоторые – до 20 лет. По словам замглавы МЭР, профинансировать их нельзя ни за счет повышения тарифов, ни за счет бюджета, ни за счет кредитов. Предполагается, что деньги на эти цели можно получить за счет облигаций РЖД, а также средств Фонда национального благосостояния. По словам Якунина, в случае привлечения дополнительных средств «в 2014 и последующих годах индексацию тарифов можно будет просто-напросто действительно реально держать на 5 %». Однако в 2013 году 7 % он считает необходимым минимумом.
«При индексации 7 %, я хочу еще раз подчеркнуть, что это индексация, которая обеспечит недеградирование инфраструктуры, – рассуждал Владимир Якунин. – При этом очень важные направления будут либо сокращены, либо просто будут убраны из инвестиционных проектов. Например, у всех на слуху, скажем, наши взаимоотношения с Китаем, и там необходимо расшивать инфраструктурные ограничения. Карымск и Забайкальск – не будет выполнена комплексная модернизация и развитие этого участка. То же самое касается участка Междуреченск – Тайшет, он у всех на слуху, и ряд других, не говоря о Московском транспортном узле, о развитии Санкт-Петербургского транспортного узла. Это просто наиболее емкие такие примеры».
В вопросе же пригородных перевозок правительство полагается на регионы. Однако четкая схема взаимодействия РЖД и более мелких компаний в городах России пока так и не отработана. На данный момент прибыль, полученная этими организациями, съедается в ходе самой работы. Поэтому есть опасность, что в скором времени стоимость билетов на электрички еще вырастет. Медведев даже попросил Клепача не называть оценки возможного увеличения цен, «чтобы не пугать никого». Этот вопрос Дмитрий Медведев поручил отметить в протоколе и проработать Минтрансу вместе с РЖД.
«У нас есть бюджетные ограничения, есть бюджетное правило, которым мы себя связали, у нас есть текущая макроэкономическая ситуация и ситуация в мировых финансах, и в то же время мы понимаем, что мы не можем обойтись без дополнительных источников развития, – резюмировал председатель правительства. – Нужны госгарантии – давайте госгарантии использовать, я не возражаю. Очевидно, что РЖД требуются бо?льшие средства, чем те, что они получают за счет облигационных займов сегодня. Это не 30 млрд рублей и не 1 млрд долларов, это куда более существенная сумма с учетом масштабов нашей страны. С другой стороны, нужно, конечно, смотреть за тем, как будет выглядеть общая ситуация в финансах акционерного общества, потому что это обычное в конечном счете акционерное общество, хоть и принадлежащее государству. Мы действительно (я обращаю внимание ваше и Минфина, здесь присутствующего) договаривались о том, что Фонд национального благосостояния будет участвовать в решении соответствующих задач. Хотел бы, чтобы предложения по использованию ФНБ были представлены».
Сейчас председатель правительства России находится в Томске и обсуждает проблему не менее важную, чем дороги, – лесные пожары.