Депутаты парламента Пермского края не удержались от соблазна и оставили за собой последнее слово в процессе принятия решения о приватизации пермского аэропорта: они приняли поправку Олега Жданова и теперь приватизировано будет лишь 75% акций пермского аэропорта,
Депутаты парламента Пермского края не удержались от соблазна и оставили за собой последнее слово в процессе принятия решения о приватизации пермского аэропорта: они приняли поправку Олега Жданова и теперь приватизировано будет лишь 75 % акций пермского аэропорта, 25 % останутся в краевой собственности. Такое решение вызвало недоумение в рядах правительства – поправка никак не меняет сути процесса реализации инвестпроекта по строительству нового аэропорта. Подробности – в материале «ФедералПресс.Приволжье».
В долгоиграющем процессе принятия решения о приватизации ОАО «Международный аэропорт «Пермь» (МАП) сегодня была поставлена точка. Депутаты во втором чтении приняли прогнозный план приватизации на 2013–2015 годы, в котором значится этот объект. Ожидается, что отобранный на конкурсе инвестор – ОАО «Кольцово-Инвест» – завершит строительство нового терминала в конце 2015 – начале 2016 года (точный срок сдачи объекта пока не определен в связи с тем, что принятие решения о приватизации в краевом парламенте заняло куда больше времени, чем предполагалось).
В ходе заседания парламента края свои поправки фактически дезавуировала краевая прокуратура, которая добивалась отмены результатов конкурса и проведения новой процедуры отбора инвесторов – старший помощник прокурора края Владимир Ковин не стал требовать голосования по этим поправкам. Глава минимущества края Андрей Шагап успокоил депутатов в части других вопросов – претензий антимонопольной службы и судебному процессу вокруг участка для нового терминала аэропорта – сообщив, что в ближайшее время ситуации наверняка разрешаться благополучно, и никак не повлияют на сроки реализации проекта. Были отклонены ряд поправок, затягивающих строительство нового терминала. «Многие из вас (депутатов, – прим. «ФедералПресс.Приволжье») – представители бизнеса, директора крупных предприятий. Вы понимаете, что движение вперед возможно только при принятии решения. Никто не собирается нарушать федеральное законодательство, так что давайте уже это решение примем, и будем двигаться вперед», – попросил парламентариев глава правительства Геннадий Тушнолобов.
Напомним, международный аэропорт Пермь предполагается приватизировать путем внесения его акций в уставный капитал ОАО «Корпорация развития Пермского края» (КРПК, 100 % акций в собственности края), которая будет от имени края сопровождать реализацию инвестпроекта. После приватизации будет объявлена допэмиссия акций аэропорта, которую выкупит частный инвестор (ОАО «Кольцово-Инвест»). Стоимость эмиссии будет определена отдельно, деньги, вырученные от выкупа акций, пойдут непосредственно на реализацию инвестпроекта. При этом после сделки Пермский край через КРПК останется собственником как минимум блокирующего пакета акций аэропорта (то есть не менее 25 % + 1 акция), что позволит сохранить контроль за деятельностью аэропорта. Кроме того, принята поправка губернатора, согласно которой деньги, полученные от продажи акций аэропорта по цене не ниже рыночной стоимости, должны вернуться в бюджет Пермского края в полном объеме в виде дивидендов по результатам деятельности КРПК. Одновременно с размещением допэмиссии будут подписаны инвестсоглашение, акционерное соглашение, регулирующее порядок управления аэропортом в период реализации инвестпроекта, а также опционное соглашение. Последний документ будет регулировать право Пермского края лишить инвестора акций в случае, если он нарушит свои обязательства. Собственно инвестпроект предусматривает строительство к 2016 году нового пассажирского терминала с пропускной способностью более 2 млн пассажиров в год.
Но сюрприз, которого никто не ожидал, все-таки имел место. Депутат Олег Жданов предложил приватизировать не 100, а только 75 % акций МАП – для сохранения прямого контроля за процессом реализации инвестпроекта со стороны края. По словам Жданова, даже в той ситуации, когда инвестор проведет допэмиссию, у края останется возможность держать ситуацию в руках благодаря оставшемуся пакету акций. Поправку публично поддержал ряд депутатов, в том числе и бывший «имущественный» вице-премьер края Елена Зырянова. Ее коллега Сергей Клепцин считает, что именно мнение Зыряновой во многом стало решающим аргументом. «Она грамотный специалист, много лет работавшая в этой сфере, и ее мнение стало для многих определяющим. Конечная цель – сохранить контроль правительства за процессом, и часть коллег увидела в сохранении 25 % акций в краевой собственности рациональный тренд», – говорит депутат.
Между тем, собеседники «ФедералПресс.Приволжье» в правительстве считают, что никаких реальных изменений в процессе реализации инвестпроекта в связи с принятием поправки не будет, просто появится ряд мелких трудностей, на которые придется тратить время и силы. «Никто не собирался передавать в КРПК все 100 % акций единовременно – это противоречит федеральному закону об акционерных обществах, одно ОАО не может быть 100-процентным владельцем другого ОАО. Определенный пакет акций МАП планировалось передать в КРПК до июня – июля 2014 года, остальной пакет – в 2015 году, так что прямой контроль сохранялся бы в любом случае, даже если не принимать во внимание соглашения с инвестором, четко наши права закрепляющие и гарантирующие», – говорят в правительстве. Кроме того, подчеркивается, что после упомянутой допэмиссии в руках края останется 7–10 % акций, в то время как при приватизации 100 % акций у КРПК (100 % которой, напомним, в собственности Пермского края) оставался бы единый пакет минимум 25 % + 1 акция, которую инвестор потом обязан был выкупить по рыночной цене. «Каков рациональный смысл этой поправки, совершенно непонятно. Оставить за собой «последнее слово»? Некий компромисс? Непонятно», – отметил источник.
Таким образом, сути реализации инвестпроекта эта поправка не меняет. В то же время, может получиться так, что Пермский край, под контролем которого после допэмиссии останется минимум 25 % + 1 акция, будет управлять своим пакетом через две структуры, а это, согласитесь, создаст совершенно ненужные сложности в процессе управления пакетом.
«ФедералПресс.Приволжье» будет следить за развитием событий.