Top.Mail.Ru
Политика
Томская область
0

Комплексный рейтинг губернаторов СФО. Пора проявлять самостоятельность

Эксперты считают ситуацию в округе стабильной, но предрекают перемены

РИА «ФедералПресс» продолжает публиковать комплексный рейтинг губернаторов по отдельным федеральным округам. В исследовании дается экспертная оценка труда глав регионов, сравнивается их эффективность, а читателям предоставляется анализ текущей политической ситуации. Сегодня мы публикуем второй рейтинг губернаторов Сибирского федерального округа.

РИА «ФедералПресс» продолжает публиковать комплексный рейтинг губернаторов по отдельным федеральным округам. В исследовании дается экспертная оценка труда глав регионов, сравнивается их эффективность, а читателям предоставляется анализ текущей политической ситуации. Сегодня мы публикуем второй рейтинг губернаторов Сибирского федерального округа.

Осенью во многих регионах России, в том числе и сибирских, прошли выборы губернаторов. В СФО они прошли максимально спокойно, позиции действующих глав регионов не пошатнулись, а оценки их деятельности нашими экспертами практически не изменились. Однако некоторые аналитики все же предполагают, что отношения между Кремлем и главами регионов могут измениться в ближайшее время. В первую очередь репутация губернаторов будет зависеть от того, сумеют ли они избежать экономических и социальных потрясений в условиях паления курса рубля и сокращения дотаций из федерального бюджета.

Для составления рейтинга мы опросили 28 экспертов, в число которых вошли руководители российских социологических и политологических агентств, бывшие чиновники высшего уровня и ведущие региональные политологи. Их вниманию мы предложили анкету, в которой попросили выставить оценки по десятибалльной шкале каждому главе региона по четырем параметрам – это умение работать в «вертикали», выстраивание отношений с местной элитой, эффективность поддержки бизнеса и работа в социальной сфере.

Разумеется, деятельность по развитию экономики, в частности, привлечение инвестиций, является самым непосредственным фактором, позволяющим судить об эффективности или неэффективности того или иного администратора. Однако региональному политическому лидеру приходится постоянно искать баланс между интересами трех источников власти. Власть над всеми политиками Конституция формально закрепила за народом, и он не так давно вернул себе право выбора губернаторов. В то же время федеральный центр вряд ли позволит регионам быть слишком самостоятельными в ущерб соседним областям и общему курсу страны. Еще одним источником власти следует считать местные экономические, политические и медийные элиты, которые держат настоящие рычаги управления и работают «в команде» только если это выгодно им самим. Рейтинги по Приволжью и Сибири будут публиковаться регулярно, три раза в год, что позволит оценить эффективность глав субъектов Федерации в динамике.

Оценка 10 («работа губернатора в этой сфере может являться примером для его коллег по всей стране») встречалась редко, но все же встречалась, как и низкие отметки – 2 и 3. Понятно, что итоговые результаты оказались усредненными и колеблются от 4 («удовлетворительно, но есть отдельные недочеты») до 8 («отлично»).

Первый график представляет среднюю оценку и учитывает результаты по всем четырем критериям.


Аман Тулеев продолжает с заметным отрывом возглавлять рейтинг, его оценки стали лучшими по трем из четырех критериев, а близкая к максимуму отметка за работу в вертикали обеспечила отличный средний балл. Второе место продолжает удерживать глава Республики Хакасия Виктор Зимин, являясь исключением из правила, согласно которому высокие оценки получают главы богатых регионов. Место в «тройке призеров» потерял иркутский губернатор Сергей Ерощенко, и третьим стал глава Красноярского края Виктор Толоконский. По-прежнему невысокое место для губернатора области с высоким человеческим и экономическим потенциалом занимает Виктор Городецкий.

Положение новосибирского губернатора объясняет декан факультета политики и международных отношений Сибирского института управления – филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ Сергей Козлов: «На самом деле существенных провалов или прорывов у кого-то из глав регионов Сибири за последнее время не не произошло. По большому счету, губернаторы, даже будучи публичными персонами, просто занимаются администрированием территорий. А это занятие рутинное. Исключением стал губернатор Новосибирской области Городецкий, который неожиданно превратился в объект невиданного в истории Сибири скандала, связанного с поднятым против него на первых телеканалах информационным негативом. Я имею в виду прежде всего передачи, авторами которых является журналист Владимир Соловьев. Интересно, что федеральный центр по этой повестке пока отмалчивается, да и администрация Новосибирска тоже мало что говорит. То, что стороны не вступают в полемику, при всех яростных нападках на Городецкого со стороны Соловьева, – это, пожалуй, самое интересное событие после прошедших в сентябре выборов».

Также тему скандала вокруг Городецкого поднимает политолог Сергей Комарицын: «Думаю, что в Сибири нет такого региона, где после выборов произошли серьезные изменения, если брать социально-экономические показатели или политическую ситуацию. Но есть два региона, где вокруг губернаторов складывается скандальная ситуация, потому что в ней участвуют не только государственные СМИ, но и силовики. Речь идет о Новосибирской области, где Городецкий выступает в качестве главной мишени, и Красноярском крае, где под раздачу попал Толоконский.

Сценарий довольно интересный. Прошло всего лишь два месяца после выборов, и понятно, что ни того ни другого губернатора никто снимать не собирается. Но то, что атака на них ведется с санкции очень серьезных кремлевских людей, для меня очевидно. Пока никто ничего нового не услышал, нам в очередной раз рассказывают старые истории. Тем не менее атака ведется. При этом Соловьев – не случайный человек на ТВ, он вхож в кабинеты к очень серьезным людям. Кстати, в Красноярске эти скандалы практически не освещаются, тема сведена на уровень кулуаров.

А вообще, если коротко, то история такая. Была организованная преступная группировка в Новосибирске, некоторые ее участники осуждены еще лет пять-шесть назад. Сейчас идет суд над оставшейся частью банды, один из участников которой был помощником Толоконского, когда тот занимал должность губернатора Новосибирской области. И Городецкого, и Толоконского пригласили выступить в суде в качестве свидетелей. В общем, ситуация интересная.

Впрочем, на социальном и экономическом положении все эти «разоблачения» едва ли отразятся. У нас в Красноярском крае, например, остаются огромный дефицит бюджета и государственный долг. А о том, как будет развиваться ситуация на политическом поприще сибирского региона, говорить еще рано – информационный механизм против Толоконского и Городецкого запущен сравнительно недавно. Кстати, за последнее время Толоконский показал, что у него вообще нет кадровой политики. Пугали, что он приведет новых людей из Новосибирска, но на деле ничего не происходит. То же самое и в социально-экономической политике – никаких перемен».

Из второго графика можно узнать, как оценивались нашими экспертами отдельные параметры, составившие основу нашего рейтинга. «Работа в вертикали» показывает, кто наиболее эффективно и с наибольшим усердием проводит в жизнь идеи и распоряжения федеральной власти. «Отношения с местными элитами» – кому из действующих губернаторов удалось наиболее бесконфликтным образом настроить отношения власти с высшими политическими и экономическими кругами региона и отношения элит друг с другом. Оценка за «развитие экономики региона» демонстрирует, кто, по мнению экспертов, наиболее успешен в решении задач по привлечению инвестиций в экономику своего региона. И последняя – «работа в социальной сфере» – отражает усилия глав регионов по повышению социальных показателей, вводу бюджетного жилья, в помощи малому бизнесу и по другим первоочередным факторам развития социальной сферы, сформулированным Владимиром Путиным в своих майских тезисах 2012 года.


Аман Тулеев лидирует в трех из четырех номинаций, уступив первенство в таком показателе, как отношения с местными элитами, Виктору Толоконскому. Красноярский губернатор вместе с главой Хакасии Виктором Зиминым попал в тройку лучших по двум показателям. А вот глава Республики Алтай Александр Бердников, как и четыре месяца назад, дважды занимал последние места – эксперты низко оценили его усилия по выстраиванию отношений с федеральной властью и по исполнению социальных программ. Неровными можно назвать оценки Сергея Ерощенко (Иркутская область) – он занял второе место в «экономической» номинации, но получил низкий рейтинг за отношения с элитами, и бурятского главы Вячеслава Наговицына, низкая оценка за работу в экономической сфере которого компенсируется высокой за реализацию социальной политики.


В условиях экономических трудностей и большей, чем ранее, финансовой зависимости регионов от вливаний средств из федеральной казны умение выстроить отношения с Москвой может стать ключевым фактором, который повлияет и на все остальные. С другой стороны, губернаторам, возможно, придется доказывать, что они могут работать и исходя из имеющихся собственных ресурсов.

Так, заведующий кафедрой политических наук и технологий Сибирского института управления Александр Малышев отмечает: «Возможно, пройдет какое-то время и мы увидим изменения внутри региональных элит, а также в отношениях между губернаторами и федеральным руководством. Вообще, у меня такое ощущение, что федеральный центр большинством регионов интересуется «постольку поскольку». Для Кремля есть приоритеты – это Крым, Дальний Восток, Северный Кавказ. Но, увы, не Сибирь. Единственное, что за последнее время почувствовал Сибирский округ, так это снижение трансфертов из федерального бюджета, которые были значимы для наших регионов. Такая политика центра, естественно, вызвала серьезные проблемы при формировании местных бюджетов, споры между регионами и областными центрами, в которых расположены основные источники доходов. Так что определенная напряженность внутри региональных элит есть. Не знаю, насколько данная проблема связана с прошедшими выборами губернаторов, или причиной тому общий экономический кризис, но для сибиряков это, пожалуй, наиболее яркое впечатление от нынешней осени. Финансирование многих целевых программ, которое раньше шло за счет Москвы, теперь свернуто либо значительно снижено. Эта тема очень серьезно влияет на региональную политику. У людей поневоле возникает вопрос, насколько избранные губернаторы в состоянии отстаивать интересы территорий, за развитие которых они отвечают».

В то же время о том, как сложно, но одновременно важно оценивать умение губернаторов выстраивать работу в вертикали, рассказывает Сергей Козлов: «Что касается отношений с федеральным центром, то мы узнаем о том, что, они, например, ухудшились, только когда глав регионов снимают. На самом деле отношения центр – губернаторы очень закрытые. Это как с Тимченко. Казалось, все нормально, и вдруг его убирают... Так что одно дело – публичная политика, которая реализуется через СМИ, и совсем другое – подковерные административные игры. Отношения между губернатором с одной стороны и администрацией президента и правительства – с другой всегда происходят за закрытыми дверями. Поэтому не только достоверной, а вообще хоть какой-то информации из Москвы сейчас нет. Эксперты могут лишь гадать о происходящем по косвенным признакам. А их тоже очень мало. В региональных элитах пока все спокойно, поскольку все шедшие на выборы региональные лидеры, сохранили свои посты. Нет никаких громких конфликтов, отставок. Складывается ощущение, что для нас выборов как будто даже и не было. Это касается и кадровой политики, и экономики, и положения в социальной сфере. Вообще, сегодня я воспринимаю нашу Сибирь как добротное болото. Особых новостей нет, и это уже хорошо. Сибирь – не Украина, у нас все спокойно».

То, что у действующих губернаторов нет серьезных проблем в отношениях с местными элитами, косвенно свидетельствует спокойствие, с которым прошли выборы глав ряда регионов. Внимание на выборах акцентирует политолог Александр Чернявский: «У каждого сибирского региона своя история с губернатором, но все победы действующих глав вполне закономерны. Они объясняются тем, что не было реальных оппонентов, этот фактор сегодня даже не оспаривается. Среди оппозиции практически не было ярких лидеров, которые могли бы составить хоть какую-то конкуренцию тем, кто уже стоял у власти.

Тем не менее я считаю, что в Новосибирской области и Красноярском крае подвижки уже идут. Если формально смотреть на тех людей, которых Толоконский оставил в правительстве, то изменений мало. Но мне кажется, что дело даже не в персоналиях, а в смене управленческой политики. Более того, Толоконский, на мой взгляд, просто дал испытательный срок тем людям, которые работали при Кузнецове, а некоторые еще и при Хлопонине. Думаю, по весне будут сделаны определенные оргвыводы и мы уже увидим некую версию нового правительства Толоконского.

Если же, например, пройтись по другим республикам, то Бердников в Республике Алтай – это человек, который давно в системе, там меняться ничего не будет. На самом деле я бы разделил губернаторов СФО на две группы: тех, кто пришли в регион недавно (те же Толоконский, Городецкий, Назаров в Омске), и тех, кто занимает пост давно, к примеру Бердников. То есть вторая группа – это Карлин, Наговицын, Ельковский, Ерощенко и так далее. Да, есть еще Тулеев, который вообще выделяется среди всех остальных губернаторов своим «долгожительством». Губернаторы со стажем едва ли станут менять команду в условиях нынешней сложной экономической эпохи. То есть принцип «не менять коней на переправе» становится ключевым в современной политической парадигме».


Существенных изменений в экспертной оценке экономических программ губернаторов, как видно из таблицы, не произошло (кроме повышения оценки главы Республики Тыва Шолбана Кара-оола на один пункт). Вероятно, эксперты решили взять паузу и проследить, как регионы справятся с ближайшими вероятно тяжелыми месяцами. Бытует мнение, что в условиях смены ориентиров российской внешней политики с Европы на Китай перспективы в развитии получат прежде всего сибирские и дальневосточные регионы. Впрочем, политолог Павел Клачков не рекомендует делать слишком смелые выводы: «Сегодня многие политики пугают Сибирь некоей китайской экспансией, хотя, на мой взгляд, сей миф – пропагандистского характера. В реальности, практически изучая этот вопрос, я не увидел никакой экспансии. Там, где это выгодно России, сотрудничество с Китаем, безусловно, необходимо. Что касается сибирских губернаторов, то все они, безусловно, прошли разного рода фильтры на наличие государственного мышления, патриотических устремлений, лояльности политике федерального центра. Их способность противостоять любой зарубежной экспансии, не только китайской, лично у меня не вызывает никаких сомнений».

Для того чтобы картина экономического развития регионов СФО стала более ясной, приведем некоторые статистические данные Министерства финансов. Те области, в которых процент поступления средств извне выше, чем общий доход, можно условно назвать «дотационными». Данные в таблице приведены на 1 апреля 2014 года.

Субъект Федерации

Общий доход, млрд руб.

Процент поступлений извне

Респ. Алтай

3,8

79,8 %

Бурятия

10,8

64,3 %

Тува

4,6

99,7 %

Хакасия

4,7

50,9 %

Забайкальский край

10,6

45,0 %

Красноярский край

30,4

20,5 %

Иркутская обл.

25,6

21,6 %

Алтайский край

20,5

51,0 %

Кемеровская обл.

25,3

19,8%

Новосибирская обл.

28,5

15,1%

Омская обл.

16,8

27,3%

Томская обл.

12,0

21,0%

 


«Если люди чувствуют себя комфортно, видят развитие региона, то это, соответственно, переносится и на главу – он пользуется популярностью. Даже при возникновении критических ситуаций, но при умелом их разрешении руководителем все это идет ему на пользу, особенно при умелом освещении событий в СМИ. Масс-медиа в таком случае могут показать его решительность, твердость в поступках. Все это работает на позитивный имидж руководителя», – так о значимости показателя «Социальная сфера» говорит политолог Павел Клачков. Традиционно средняя оценка всех губернаторов по этому критерию не слишком высока, и оценки сильно разнятся. Внизу таблицы оказались не только главный аутсайдер нашего рейтинга Александр Бердников, но и глава Республики Тыва, набравший более высокие оценки в других графах.

Рейтинг социальной стабильности регионов СФО зависит от количества материалов в средствах массовой информации, касающихся протестной активности населения – митингов, забастовок, а также конфликтных новостей с упоминанием имени губернатора. Рейтинг является отдельным продуктом, и его оценки не влияют на общие цифры рейтинга эффективности губернаторов. Если четыре месяца назад показатели всех регионов в нашем материале были очень высоки, то на этот раз появилось некоторое расслоение. Вероятно, причиной можно назвать возросшую в связи с выборами активность СМИ, проблемы с подготовкой к зиме и возрастающую обеспокоенность населения в связи с ростом цен.


Россия вступает в непростой период, во время которого стране предстоит сохранить единство и выдержку. При этом большая часть населения возлагает надежды на власть, прежде всего федеральную. Главы регионов, по сути, назначенные Кремлем, показали отличные результаты на выборах, что продемонстрировало доверие населения к центральной власти. Теперь уже самим губернаторам придется оправдывать доверие Москвы и самостоятельно находить решения всех непростых вопросов, которые возникнут в связи с инфляцией и необходимостью диверсификации рынков. Как показало наше исследование, большинство губернаторов имеют некоторый запас прочности и вряд ли окажутся под ударом из-за отдельных ошибок, но шансов «отсидеться» и спрятаться за былые заслуги они так же не получат.


Арсений Никифоров, Андрей Яловец

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.