Top.Mail.Ru
Политика
Москва
0

Новый закон об информации погубит интернет-СМИ

В работе новостных агрегаторов усмотрели политические цели

Новостная агрегация выходит за рамки правого поля, а сами агрегаторы новостей используют свой вид деятельности для решения политических вопросов. Такой аргументации придерживаются парламентарии, инициировавшие новый законопроект. Эксперты называют этот закон губительным и призывают учитывать интересы всех сторон. Подробности – в материале «ФедералПресс».

Новостная агрегация выходит за рамки правого поля, а сами агрегаторы новостей используют свой вид деятельности для решения политических вопросов. Такой аргументации придерживаются парламентарии, инициировавшие новый законопроект. По словам председателя комитета по информационной политике Госдумы Леонида Левина, депутаты планируют обязать агрегаторы «проверять достоверность распространяемой общественно значимой информации до ее распространения». Помимо этого, доля их иностранного капитала не сможет превышать 20 процентов. Эксперты называют этот закон губительным и призывают учитывать интересы всех сторон. Подробности – в материале «ФедералПресс».

В Госдуме состоялось расширенное заседание комитета по информационной политике. Темой обсуждения стали поправки к закону «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», которые фактически приравняют новостные агрегаторы к СМИ. Поправки были внесены в Госдуму 25 февраля. Согласно нововведениям, крупные новостные агрегаторы, такие как «Яндекс.Новости» и Google News, должны являться российскими юрлицами с долей иностранного капитала не более 20 процентов. Также в случае принятия поправок закон в новой редакции обяжет агрегаторы «проверять достоверность распространяемой общественно значимой информации до ее распространения».

Глава комитета Госдумы Леонид Левин считает, что помимо коммерческих целей новостные агрегаторы используются как инструмент политической борьбы. «Ни для кого не секрет, что достаточно часто у нас агрегация новостной информации используется не только в коммерческих целях, но и в целях политических, и в целом является заметным общественным явлением. В то же время нельзя не признать, что в отличие от СМИ, в отличие от блогеров, этот вид деятельности находится вне правового поля, и такая ситуация не может оставаться бесконечной», – заявил на заседании комитета депутат.

Глава комитета Госдумы Леонид Левин: агрегаторы используются как инструмент политической борьбы

«Позиция комитета – защитить общество и не навредить развитию отрасли. Представители отрасли […] тему защиты общества пропускают и сразу вздыхают о возможных осложнениях для бизнеса. Но стоит отметить, что особой тревоги нет», – отметил член комитета Госдумы по информационной политике Роман Чуйченко.

Между тем эксперты отмечают необходимость более детального подхода к проработке законопроекта. Генеральный директор РИА «ФедералПресс» Иван Еремин считает, что в нынешней редакции он является вредным и невыполнимым. «Я согласен с отзывом Минкомсвязи на законопроект за подписью заместителя министра связи и массовых коммуникаций РФ Алексея Волина. В нем указано, что требования в законопроекте невыполнимы и приведут к тратам из бюджета, а также сокращению аудитории онлайн-СМИ на четверть. На мой взгляд, сокращение аудитории на четверть – это еще позитивный прогноз. Многие потеряют до половины и больше аудитории», – отметил он.

По мнению эксперта, принятие поправок приведет к тому, что завтра «мы будем вынуждены требовать, чтобы владельцы газетных киосков проверяли содержимое продаваемых газет и журналов, а сотовые операторы следили за неиспользованием абонентами ненормативной лексики». «Мне кажется, депутаты не понимают самой сути работы агрегаторов и интернет-СМИ. Агрегаторы не являются СМИ, они не производят своего новостного контента, работают по алгоритму, который отбирает новости с существующих СМИ. При этом существующие СМИ уже зарегулированы, то есть если они что-то нарушили, то отвечают за нарушение. Тогда в чем должна состоять ответственность агрегаторов? Как могут агрегаторы проверять достоверность информации, как предлагает сейчас Госдума, если агрегацию контента ведет робот?» – заявил Иван Еремин.

Генеральный директор РИА «ФедералПресс» напомнил, что в случае принятия законопроекта в нынешнем виде «Яндекс» откажется от новостного агрегатора (об этом ранее сообщал его представитель). «Это значит, что традиционные интернет-СМИ в регионах потеряют, по моим оценкам, порядка 50 процентов трафика посетителей – российские региональные читатели очень часто приходят на сайты изданий именно с «Яндекс.Новостей» и других новостных агрегаторов», – отметил он, добавив, что пострадают все СМИ, делающие упор на интернет-контент, а в большей степени – региональные интернет-СМИ.

Агрегаторы влияют на очень большую аудиторию, поэтому их деятельность требует законодательного регулирования, говорит секретарь Союза журналистов России Денис Токарский. Он считает, что это регулирование не должно ущемить право граждан на доступ к информации. «Если агрегаторы будут нести ответственность за ту информацию, которую они публикуют, то есть опасность, что они сократят количество СМИ, с которыми работают, и будут сотрудничать только с теми, в ком они уверенны. В этом случае доступ к информации у читательской аудитории будет ограничен. Косвенно это будет означать ущемление свободы слова. Против такого развития событий мы и выступаем», – заявил Токарский в беседе с «ФедералПресс». При этом секретарь СЖР выразил согласие с тем, что сегодня агрегаторы могут использоваться как инструмент политической борьбы. «Проверять достоверность информации вполне осуществимо, но это действительно трудно и затратно, и нужны очень большие деньги, о чем постоянно и говорят представители новостных агрегаторов», – сказал он.

 

 

Cекретарь Союза журналистов России Денис Токарский: регулирование не должно ущемлять права граждан

Шеф-редактор РБК Елизавета Осетинская заявила, что как руководитель качественного СМИ поддерживает идею об ограждении пользователей от нежелательного контента. Она отметила, что корни законопроекта ясны и понятны, его цель – оградить потребителя от недостоверной информации. При этом инструменты, избранные для этого, не совсем точны. «Для интернет-СМИ агрегаторы являются своего рода точками продажи контента. Последствия в виде сворачивания их деятельности для нас крайне нежелательны», – приводит цитату Осетинской ТАСС.

Главный редактор РБК сравнила интернет-агрегаторы с киосками, торгующими газетами. «Вместо того чтобы регулировать деятельность ларьков, мы предлагаем сделать так, чтобы они просто исчезли», – отметила журналист (цитата по ТАСС). Она выразила опасение, что СМИ потеряют точки продажи своих материалов, если закон будет принят в таком виде. «Мы получаем большое количество переходов и от «Яндекса», и от Google», – добавила она.

Шеф-редактор РБК Елизавета Осетинская: СМИ потеряют точки продажи материалов

Глава комитета по информполитике Леонид Левин отметил, что законопроект будет рассмотрен Госдумой в первом чтении не ранее середины апреля.

 

Фото: gmichailov.livejournal.com, eanews.ru, sostav.ru





Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.