Top.Mail.Ru
Экономика
Россия
0

Российские банки решили не вносить клиентов в черный список

Из-за сложности процесса исключения клиентов-отказников из черного списка банки перестали уведомлять Росфинмониторинг о пополнении этого списка. Об этом пишет «Коммерсант».

Во второй половине апреля заработал механизм двухуровневой реабилитации клиентов и исключения их из черного списка, что тут же привело к дополнительным сложностям. Отказники стали активно обращаться в банки с запросами на исключение из списка, чтобы в итоге дойти до межведомственной комиссии, организованной при ЦБ. Банки в свою очередь, чтобы избежать дополнительных хлопот, решили просто не вносить официально в черный список клиентов, которым отказали в тех или иных услугах. По словам участников рынка, в крупных банках с большой розницей доля полноценных отказов с сообщением в Росфинмониторинг сейчас не превышает 0,01% общего количества отказов.

«Механизм действительно очень сложный и банкам проще ничего не сообщать, чем потом по этому механизму выводить из списка своих клиентов, - пояснил «ФедералПресс» директор банковского института Высшей школы экономики Василий Солодков. - На банк ложатся дополнительные затраты, которые, естественно, им даром не нужны. Получается, что по предложенному механизму банки работать не хотят, и мы видим, что они голосуют ногами».

По мнению Василия Солодкова, выбранный банками путь – удобнее для всех. «Попав в черный список, вы дальше ни счет, ни что-то другое не можете себе открыть. А сейчас получается некая двухэтапная история – банку показалось что-то подозрительное, он операции приостановил до выправления ситуации. Ситуация, по его мнению, выправилась – можно дальше работать, не выправилась, тогда, конечно, будут сообщать, особенно при больших масштабах, в Росфинмониторинг, - рассказывает эксперт. - Раз государство не в состоянии регулировать этот процесс, то есть вход обеспечило, а выход нет – рынок нашел свой способ отреагировать на эту бестолковость».

Главная проблема для клиентов в этой ситуации – отсутствие информации о том, внесли его в черный список или просто отказали. Соответственно он не может знать, как к нему отнесутся, приди он в другой банк. А также – стоит ли начинать сложный процесс по исключению своего имени из черного списка. Своего рода «недоотказы» нигде не фиксируются, поскольку большинство клиентов-физлиц не настаивают на документальном закреплении. Банк имеет полное право не сообщать клиенту, что тот сделал неправильно и как исправить ситуацию, и пользуется этим, чтобы расстаться с подозрительным гражданином.

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.