Top.Mail.Ru
Политика
Россия и мир
0

Хроники войны за Самоцветы / Старейший ювелирный завод в Екатеринбурге остается ареной борьбы собственников

Во вторник напомнил о себе скандал вокруг смены руководства екатеринбургского завода Русские самоцветы в 2000 году.Апелляционная инстанция Арбитражного суда Свердловской области подтвердила незаконный характер отстранения от должности генерального директора акционерного общества Валерия Попова.Спустя три года эта история не только не потеряла актуальность, но и приобрела подчас весьма пикантные повороты.История одного завода С первых лет существования Екатеринбурга в будущей уральской столице работала фабрика по ювелирной огранке драгоценных и полудрагоценных камней.Поэтому ОАО Русские самоцветы можно смело причислять к одному из старейших предприятий города.Общество было образовано в 1997 году на очищенных от долгов активах ликвидированного в прошлом году ОАО Завод Русские самоцветы, которым более чем на 90% владела известная Уральская золотоплатиновая компания (УЗПК).Перевод производства в новое юридическое лицо тогда одобрили в правительстве Свердловской области.Главный акционер твердо пообещал областному вице-премьеру по экономике Галине Ковалевой, что новое предприятие сохранит известную уральскую марку, будет развивать ювелирное и камнерезное дело, а главное _- хотя бы частично закроет налоговые долги старого завода перед бюджетом региона.Первичное размещение акций нового общества дало УЗПК порядка 44% акций.Оставшаяся часть ценных бумаг по прошествии отведенного законом года с начала формирования уставного капитала появились на вторичном рынке.Акции приобрели сторонние фирмы и физические лица - кто в счет погашения долгов старого завода, а кто просто за деньги.Утрата роли основного акционера на новом предприятии была, мягко говоря, болезненно воспринята руководством УЗПК, и начались суды.По одной из сделок, которая во многом являлась ключевой, разбирательства длились не один год и даже пошли по третьему кругу, пока, наконец, в марте 2003 года кассационная инстанция Федерального арбитражного суда Уральского округа не поставила в точку в спорах, вынеся решение не в пользу УЗПК.В марте 2000 года ак

Во вторник напомнил о себе скандал вокруг смены руководства екатеринбургского завода "Русские самоцветы" в 2000 году.

Апелляционная инстанция Арбитражного суда Свердловской области подтвердила незаконный характер отстранения от должности генерального директора акционерного общества Валерия Попова.

Спустя три года эта история не только не потеряла актуальность, но и приобрела подчас весьма пикантные повороты.

История одного завода С первых лет существования Екатеринбурга в будущей уральской столице работала фабрика по ювелирной огранке драгоценных и полудрагоценных камней.

Поэтому ОАО "Русские самоцветы" можно смело причислять к одному из старейших предприятий города.

Общество было образовано в 1997 году на "очищенных" от долгов активах ликвидированного в прошлом году ОАО "Завод "Русские самоцветы", которым более чем на 90% владела известная "Уральская золотоплатиновая компания" (УЗПК).

Перевод производства в новое юридическое лицо тогда одобрили в правительстве Свердловской области.

Главный акционер твердо пообещал областному вице-премьеру по экономике Галине Ковалевой, что новое предприятие сохранит известную уральскую марку, будет развивать ювелирное и камнерезное дело, а главное _- хотя бы частично закроет налоговые долги старого завода перед бюджетом региона.

Первичное размещение акций нового общества дало УЗПК порядка 44% акций.

Оставшаяся часть ценных бумаг по прошествии отведенного законом года с начала формирования уставного капитала появились на вторичном рынке.

Акции приобрели сторонние фирмы и физические лица - кто в счет погашения долгов старого завода, а кто просто за деньги.

Утрата роли основного акционера на новом предприятии была, мягко говоря, болезненно воспринята руководством УЗПК, и начались суды.

По одной из сделок, которая во многом являлась ключевой, разбирательства длились не один год и даже пошли по третьему кругу, пока, наконец, в марте 2003 года кассационная инстанция Федерального арбитражного суда Уральского округа не поставила в точку в спорах, вынеся решение не в пользу УЗПК.

В марте 2000 года акционеры, владеющие контрольным пакетом акций, на общем собрании избрали нового генерального директора.

От должности был отстранен Валерий Зимин, против которого группа акционеров от УЗПК пыталась возбудить многочисленные уголовные дела и вела шумную пропагандистскую кампанию.

Однако и новая администрация в лице Валерия Попова акционеров от УЗПК не устроила.

Выбирая между Поповым и Зиминым, "золотоплатиновые" акционеры предпочли последнего.

19 сентября 2000 года Ленинский районный суд Екатеринбурга принял решение о восстановлении Зимина, который уже на следующий день в сопровождении судебных приставов вернулся на предприятие.

Попов в тот день был в командировке.

Именно этот эпизод сделал внутренние разногласия на ювелирном заводе достоянием гласности, и ОАО "Русские самоцветы" попали в печально известный список уральских предприятий, не избежавших передела собственности.

Решение Ленинского райсуда позднее будет отменено как незаконное, а Валерий Зимин напишет заявление в суд об отказе в восстановлении должности генерального директора.

Но именно с этого момента бывший главный акционер встал у фактического руководства предприятием, которое акционеры о УЗПК удерживают за собой по сию пору.

Неустановленные владельцы Спустя месяц после "захода" Зимина на завод, внеочередное собрание акционеров завершило процесс возвращения УЗПК власти над предприятием.

С поста гендиректора снимают Валерия Попова.

Отмены именно этого решения господин Попов и дружественные ему акционеры, собственно, и добились накануне, получив тем самым юридическую возможность в любой момент приступить к управлению заводом.

Как утверждает Виталий Баранский, директор ЗАО "Брок-пресс", которому принадлежит 16,89% акций ОАО "Русские самоцветы", решение об отстранении Попова три года назад состоялось только благодаря тому, что на внеочередное собрание не были допущены поддерживающие его акционеры.

Формальные основания для этого у УЗПК появились после того, как реестр акционеров, переданный на хранение в известную фирму-регистратор "Ведение реестров компаний", новой дирекцией завода был объявлен утерянным.

Эмитент завел новый реестр, в котором доля УЗПК в акционерном пироге оказалась увеличенной до 55%, несмотря на то, что упомянутые выше судебные тяжбы по поводу спорного 11-процентного пакета, определяющего главенство среди собственников предприятия, еще продолжались.

А те акционеры, в благонадежности которых руководство УЗПК и возвращенный им на предприятие господин Зимин по понятным причинам сомневались, не были указаны в новом реестре.

Точнее сказать, им нашли аморфное обозначение "неустановленные лица".

Этим понятием имеющие до настоящего времени фактический контроль над ОАО "Русские самоцветы" акционеры от УЗПК оперируют до сих пор.

Не обнаружив себя в списке акционеров, фирма "Брок-пресс" обратилась в суд и на позапрошлой неделе выиграла иск во второй инстанции.

Примеру этого акционера намерены последовать другие "неустановленные" владельцы крупных пакетов.

Но, как полагает господин Баранский, фактически суд уже признал "параллельный" реестр завода липовым и подтвердил законность того нежелательного для УЗПК документа, который эта группа акционеров объявила утерянным.

Тускнущие "Самоцветы" В марте 2003 года непризнанные акционеры ОАО "Русские самоцветы" составили справку о состоянии производственных сил предприятия.

Она легла в основу тревожного обращения на имя председателя правительства Свердловской области Алексея Воробьева, депутата Госдумы Евгения Зяблицева, а также в прокуратуру области и отдел Генеральной прокуратуры России в Уральском федеральном округе.

Если верить документу, дела на заводе идут неважно.

Предприятие, например, почти свернуло ювелирное производство - в штате "Русских самоцветов" осталось всего два ювелира.

Фактически ликвидированы технические отделы, отвечающие за подготовку производственного процесса и оформление сопутствующей документации.

В стадии закрытия, по данным опальных акционеров, находится и участок по огранке изумрудов.

Дирекция предложила его работникам уволиться, а оборудование уже распродано за бесценок.

Закрылся филиал в городе Ревда, который занимался гранильным производством.

Из полсотни трудившихся там работников одиннадцать сначала были переведены в Екатеринбург, а потом ушли "по собственному желанию".

Здание ревдинского филиала выставили на продажу.

Наконец, под угрозой закрытия оказался камнерезный цех, который всегда считался гордостью этого предприятия.

Его штат сократился вдвое, а высвободившиеся производственные площади, как и прочие ставшие "лишними" квадратные метры на заводе, сдаются в аренду близким к руководству УЗПК коммерческим структурам.

Оказалось позабыто обещание сохранить марку "Русских самоцветов", данное чиновникам областного правительства.

Та незначительная по объемам продукция, которая производится-таки на заводе, реализуется сейчас через торговый дом "Уральской золотоплатиновой компании" с бирками с эмблемой УЗПК, заменившими заводскую маркировку.

Оставляет желать лучшего и финансовое положение предприятия.

Акционеры утверждают, что кредиторская задолженность ОАО "Русские самоцветы" превысила 32 миллиона рублей, притом дирекция всячески затягивает исполнение своих обязательств, а сама задолженность, по утверждению держателей акций, носит искусственный характер.

Это обстоятельно дает оппонентам нынешнего заводского начальства основания полагать, что группа УЗПК заранее страхуется на случай поражения.

И сейчас, когда перед компанией замаячила реальная перспектива потерять завод, стоит опасаться, что будет инициировано искусственное банкротство уже нового акционерного общества.

Есть еще один момент.

Цитируем справку, подготовленную акционерами:

"В течение многих лет по инициативе ЗАО "УЗПК" заработная плата на ОАО "Русские самоцветы" начислялась по так называемой "серой схеме" - через предоставление предприятием займа своим сотрудникам.

В 2001 году была организована процедура (за невыполнение грозило увольнение и судебное разбирательство), по которой все сотрудники "выписали" личные векселя на сумму займа.

Общая сумма составила более 8 млн. рублей!

Судьба этих векселей нам - акционерам - и векселедателям на сегодня неизвестна.

Сотрудники предприятия опасаются, что подписанные ими вексельные обязательства окажутся в руках криминальных структур и им придется платить, отдавая свою же, честно заработанную за много лет заработную плату!".

Конец цитаты.

Скандал, еще скандал.

Сугубо экономический, казалось бы, конфликт на заводе "Русские самоцветы" сейчас приобретает и политический оттенок.

О своем намерении баллотироваться в депутаты Государственной думы заявил генеральный директор ООО "Уралдрагметхолдинг" Николай Тимофеев, который с момента отстранения в октябре 2000 года Валерия Попова почти три года занимал должность руководителя "Русских самоцветов".

Нынешнее состояние предприятия - это далеко не все обстоятельства, которые могут сработать против Тимофеева.

У многих на памяти так называемый "наградной скандал", разразившийся в 2001 году в Екатеринбурге, когда гражданские лица неожиданно получили Орден Мужества - награду, вручаемую за выдающиеся боевые заслуги и часто посмертно.

Еще трое человек получили медаль Ордена "За заслуги перед Отечеством" второй степени.

Как выяснилось, награды, которые дают своим обладателям определенный иммунитет в отношениях с правоохранительными органами, были розданы по поддельным документам.

Против псевдогероев было заведено уголовное дело, однако вскоре следствие объявило, что награждение их Орденом Мужества было следствием оплошности, допущенной московским чиновником при составлении проекта соответствующего указа президента.

Незаконно полученные награды были возвращены государству.

Среди тех, кому пришлось пройти через эту пренеприятную процедуру, были Николай Тимофеев и близкий к нему управленец Алексей Фисенко, которого знающие люди называют "мозгом" группы УЗПК.

Кроме того, в числе фигурантов "наградного скандала" оказалась начальник Инспекции МНС РФ межрайонного уровня по работе с крупнейшими и проблемными налогоплательщиками Свердловской области Ирина Зуева.

И уже тогда вслух был задан риторический вопрос, а не является ли высокая награда своеобразной платой за спокойствие руководства "Русских самоцветов" и управляемого Тимофеевым Екатеринбургского завода по обработке цветных металлов в общении с налоговыми инспекторами?

В новейшей истории предприятия есть и один труп.

10 октября 2000 года при загадочных обстоятельствах был убит юрист предприятия Виктор Иванов,.

Интересное совпадение - это случилось спустя несколько дней после того, как вопреки стараниям Иванова было отменено то самое решение Ленинского суда, которое дало возможность УЗПК изгнать с завода Валерия Попова.

Еще одно интересное совпадение - Виктор Иванов в то время начал подозревать своего работодателя в нежелании платить за сделанную работу и даже обратился с иском в суд.

А только в прямом договоре юриста с предприятием фигурировала более чем приличная сумма - 75 тыс. долларов США.

Все эти обстоятельства делают шансы господина Тимофеева на победу весьма незначительными.

Вряд ли кандидату поможет то, что оперативным руководством "Русскими самоцветами" он уже не занимается.

С недавних пор на заводе есть исполнительный директор, на должность которого, кстати, назначен скандально известный отставной генерал МЧС Анатолий Захаров, некогда осужденный на семь лет за мошенничество в особо крупных размерах. ° 2003 | www.uralpolit.ru | Максим Покровский



Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.