Министр образования и науки Владимир Садырин представил депутатам комитета по социальной политике Законодательного собрания Челябинской области проект областной программы по реализации нацпроекта «Образование» Южного Урала на 2009–2012 года. Председатель комитета Александр Журавлёв, опередив возможные расспросы коллег, заранее предупредил: никаких снижений в финансировании с учётом кризиса не будет. Это была дословная цитата Петра Сумина. Спорить с губернатором никто не стал. Депутаты интересовались только определёнными пунктами программы, вносили замечания и предлагали на суд министра своё видение той или иной проблемы. О том, почему программа «Образование» разработана на год дольше, чем проект областного бюджета и каким способом депутат Вадим Воробей предложил решить проблему всех «неблагонадёжных» школ, читайте сегодня, 24 октября, в материале «УралПолит.Ru».
Министр образования и науки Владимир Садырин представил депутатам комитета по социальной политике Законодательного собрания Челябинской области проект областной программы по реализации нацпроекта «Образование» Южного Урала на 2009–2012 года. Председатель комитета Александр Журавлёв, опередив возможные расспросы коллег, заранее предупредил: никаких снижений в финансировании с учётом кризиса не будет. Это была дословная цитата Петра Сумина. Спорить с губернатором никто не стал. Депутаты интересовались только определёнными пунктами программы, вносили замечания и предлагали на суд министра своё видение той или иной проблемы. О том, почему программа «Образование» разработана на год дольше, чем проект областного бюджета и каким способом депутат Вадим Воробей предложил решить проблему всех «неблагонадёжных» школ, читайте сегодня, 24 октября, в материале «УралПолит.Ru».
По словам Владимира Садырина, областная целевая программа реализации национального проекта «Образование» в Челябинской области на 2009–2012 годы направлена на повышение доступности качественно образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики. Она призвана создать современные условия обучения в образовательных учреждениях, создание условий для раннего развития детей независимо от места из проживания, здоровья и социального положения. Обеспечить инновационный характер образования, доступность качественного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья. А также развить систему выявления и поддержки одарённых детей и талантливой молодёжи и обновить систему непрерывного образования, повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров.
Депутаты незамедлительно отреагировали на предложенную информацию. Александр Соболев, представляющий в региональном парламенте партию КПРФ, поинтересовался у министра, почему программа рассчитана до 2012 года, тогда как принимаемый в области бюджет сформирован до 2011 года. «Почему возникла такая несостыковка?», — удивился коммунист. «Первоначально мы так и планировали сделать, аналогично бюджету. Но было поручение президента, в котором было чётко указаны две цифры: 2009 и 2012. Поэтому мы в связи с этим договорились с Минфином, что расходы 2012 года поставим на уровне 2011 года», — парировал Владимир Садырин.
Общий объём проекта составляет 4, 7 миллиардов рублей. Средства распределены следующим образом: областной бюджет вложит 2,3 миллиарда рублей, муниципалитеты — 2,6 миллиарда, федеральная казна — 43 миллиона. Привлечение средств и доходов от внебюджетных источников на основании заключаемых в процессе реализации программы соглашений о сотрудничестве составит 75 миллионов рублей. Получается, что львиная доля нагрузки приходится на областной бюджет — 50 процентов, 48 процентов на муниципалитеты и только 1 процент на федералов.
Мягко говоря, незначительную роль федералов министр объяснил тем, что Южному Уралу придётся завоёвывать много средств в результате конкурсов. «Если мы эти конкурсы выиграем», — добавил тут же министр. Однако по его же словам, буквально на днях область выиграла два конкурса. В результате образовательная казна пополнится из федерального центра на 60 миллионов рублей. Эти деньги пойдут на создание ресурсного центра, — подчеркнул Владимир Садырин. Также со следующего года федеральный бюджет не будет выплачивать каждой школе по 1 миллиону рублей. По договорённости с губернатором эту функцию областники взяли на себя.
Ни словом не упомянув о мировом финансовом кризисе, в условиях которого в настоящее время разрабатывается и будет одобряться областными парламентариями программа, министр обозначил главные приоритеты четырёхлетки. Главная задача, по его словам, — добиться к окончанию программы того, чтобы 70 процентов школьников обучались в современных условиях. Провести ремонтные работы в школах, выполнить все указания санэпиднадзора, установить пожарную сигнализацию там, где она «хромает». Кроме того, необходимо дооборудовать медицинские кабинеты во всех образовательных учреждениях.
Первым, кто заговорил о кризисе, был председатель комитета по социальной политике ЗСО. Однако Александр Журавлёв не стал сгущать краски, а напротив, привёл в пример позитивные слова губернатора Петра Сумина, прозвучавшие на обсуждении реализации нацпроектов в правительстве ЧО. «Финансирование программ будет продолжено. Никаких снижений с учётом кризиса не будет», — отрезал парламентарий, процитировав губернатора. Этим он пресёк все возможные сомнения и расспросы депутатов о влиянии финансового кризиса на образовательные процессы в Челябинской области.
Кроме того, Александр Журавлёв напомнил членам комитета, что Пётр Сумин поставил важнейшую задачу на предстоящие четыре года — создать безопасные условия для школьников. «Губернатор считает, что лучше закрыть школу, если она представляет опасность для здоровья учеников, и построить новую или отремонтировать старую, но чтобы она соответствовала всем требованиям. Поэтому эта программа с одной стороны содержит определённый прорыв, например, в плане создания ресурсных центров. Но при этом не нужно забывать и том, что осталось у нас недорешённым», — сказал председатель комитета.
Говоря о безопасных условиях в образовательных учреждениях, депутат Вадим Воробей заметил, что практически во всех «неблагонадёжных» школах отсутствует система противопожарной безопасности. Из этого он сделал вывод, что лучше один раз предусмотреть в бюджете приведение в соответствующий вид всех школ и навсегда забыть об этом недостатке. Но этот щепетильный вопрос полностью упирается в нехватку средств.
В настоящее время силами МЧС создаётся программа «Пожарная безопасность Челябинской области». Предложения министерства образования уже направлены туда. Кроме этого, в каждом южноуральском муниципалитете существует программа до 2011 года «Безопасность образовательных учреждений». На ремонт и противопожарную безопасность в следующем году предусмотрено 125 «областных» миллионов рублей. Вероятно, это и поможет привести в соответствие те 9 процентов школ, не имеющих пожарную сигнализацию. Однако чтобы удовлетворить все требования проверяющих комиссий денег всё равно не хватит. Например, Госпожнадзор в обязательном порядке рекомендует планировать лифт со второго этажа в подвал, если строящийся детский сад выше 5,5 метров. А это, безусловно, роскошь для южноуральцев.
В заключение стоит отметить, что хочется верить в то, что благие намерения южноуральских властей о том, чтобы 70 процентов школьников обучались в современных условиях, претворятся в жизнь, и именно тогда, когда они наметили, в 2012 году. Подключить все школы, в том числе сельские, доступом к сети Интернет. Использовать передовые технологии. Установить в каждой школе современные компьютерные классы и лаборатории. Расширил понятие «современных условий» Дмитрий Медведев ещё в прошлом году, отвечая за реализацию нацпроектов. Питание в российских школах должно быть вкусным и здоровым, а медобслуживание учеников — современным и качественным, — примерно так охарактеризовал нынешний президент РФ школу будущего. А совсем недавно министр образования и науки Андрей Фурсенко обозначил ещё одно направление для региональных министров – заинтересовать школьников современными условиями задач. «Задайте примерно так: один цифровой телефон стоит 5 тысяч рублей, второй — вдвое дороже. Сколько будут стоить телефоны, если на первый установить скидку 15 процентов, а второй окажется краденым?», – посоветовал федеральный министр. Будут ли менять условия математических задач южноуральские чиновники – покажет время. Пока же министр образования Владимир Садырин об этом не упоминал.