Top.Mail.Ru
Общество
Московская область
0

Без права на мат. Чего ждут от принятого закона о борьбе с нецензурщиной

Мнения экспертов о принятом Путиным законе, запрещающем нецензурные высказывания в СМИ

Президент России Владимир Путин подписал закон «Об административной ответственности за изготовление или распространение продукции средств массовой информации, содержащей нецензурную брань». Законопроект был принят Госдумой и Советом Федерации в короткие сроки. О том, что эксперты думают о принятом законе и о «матерящихся» СМИ, читайте в материале «ФедералПресс».

Президент России Владимир Путин подписал закон «Об административной ответственности за изготовление или распространение продукции средств массовой информации, содержащей нецензурную брань». Законопроект был принят Госдумой и Советом Федерации в короткие сроки. О том, что эксперты думают о принятом законе и о «матерящихся» СМИ, читайте в материале «ФедералПресс».

Подписанный закон устанавливает административную ответственность за транслирование или публикацию нецензурной ругани в массмедиа. За нарушение данной нормы предполагается штраф в размере от двух до трех тысяч рублей, на должностных лиц – от пяти до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц – от двадцати до двухсот тысяч рублей. Сам предмет административного правонарушения подлежит конфискации.

СМИ и чиновники. Чей мат опаснее?

Компания Public.ru изучила, какие СМИ позволяли себе ненормативную лексику в публикациях. Речь идет как о крупных федеральных изданиях, так и о региональных информагентствах. В качестве поисковых фраз в исследовании использовались самые популярные табуированные формы четырех слов, обозначающих женщин «легкого поведения», мужские и женские репродуктивные органы и действие, совершаемое при половом акте, упоминавшихся с января 2010 по апрель 2013 года.

За данный период перечисленные нецензурные выражения чаще всего встречаются на страницах журнала «Коммерсантъ-Власть» (17 публикаций), газеты «Новая газета» (десять публикаций) и приложения «Коммерсантъ-Weekend» (девять публикаций). Среди интернет-СМИ количество нецензурных выражений на порядок выше: за последние три года у портала Openspace.ru было 150 публикаций (закрыт в феврале 2013 года), у Chaskor.ru – 67 публикаций, а у Grani.ru – 65 публикаций. Эксперты отмечают, что больше всего нецензурщины используется в соцсетях, твиттере и блогосфере, которые не попадают под закон о СМИ.

Однако непарламентскими выражениями грешат отнюдь не только журналисты и блогеры. Так, Slon.ru предложил своим читателям попробовать отличить фразы из песни группы «Ленинград», известной своей любовью к употреблению нецензурных выражений, от высказываний депутатов и чиновников. В тесте приводятся нецензурные высказывания министра образования Дмитрия Ливанова, бывшего депутата Государственной думы Сергея Абельцева (был парламентарием на момент произнесения фразы, содержащей ненормативную лексику), главы благотворительного фонда «Федерация» Владимира Киселева (на момент произнесения фразы был главой ФГУП «Кремль»), вице-спикера Законодательного собрания Санкт-Петербурга Сергея Анденко, главы ЛДПР Владимира Жириновского (на момент произнесения фразы являлся вице-спикером Госдумы), депутата Госдумы от ЛДПР Владимира Таскаева, Константина Толстошеина (на момент произнесения фразы – вице-губернатор Приморья), начальника уральского регионального центра МЧС Юрия Нарышкина, полномочного представителя президента РФ в Северо-Кавказском федеральном округе Александра Хлопонина (на момент произнесения фразы – губернатор Красноярского края).


Некоторые парламентарии грешат непарламентскими выражениями

«За» и «против» закона о запрете на мат

Закон о запрете мата в СМИ вызывал неоднозначную реакцию и до его принятия. Как и в любом спорном вопросе, тут есть две стороны – кто выступает «за» и кто выступает «против».

По мнению первого заместителя руководителя фракции «Единой России» в Государственной думе Николая Булаева, принятие этого документа позволит более серьезно относиться к родному языку. «Во время рассмотрения и принятия закона шли серьезные общественные дебаты о том, нужны подобные ограничения или нет. Многие СМИ говорили о том, что на их страницах и так нет нецензурной лексики. На мой взгляд, подобное сопротивление со стороны ряда СМИ необоснованно. Ведь в данном случае речь идет о тех изданиях, которые допускают слишком «вольную» манеру изложения. А это, в свою очередь, не только очень сильно обедняет речь, но и оскорбляет грамотных читателей», – отмечает парламентарий. Он также отметил, что любая свобода предполагает и ответственность. «И когда мы сетуем на падение уровня культуры и образования в стране, надо задуматься, а что смотрят и читают наши дети», – считает Булаев.


Николай Булаев уверен, что принятие закона позволит более серьезно относиться к родному языку

С Николаем Булаевым согласен и известный политолог Виталий Иванов. «Я, безусловно, поддерживаю это решение. И, по большому счету, дело тут не только в матерщине. Здесь проблема системного характера. Многие представители СМИ чувствуют себя излишне вольготно, – отметил эксперт в беседе с корреспондентом «ФедералПресс». – Свобода слова некоторыми была воспринята как свобода от ответственности за слова. Все эти разговоры о влиянии СМИ как четвертой власти привели к воцарению опасных иллюзий в медиапространстве. Происходили злоупотребления возможностью выражаться открыто о чем угодно, при этом форма выражений ничем не ограничивалась». Иванов отмечает, что информационная вседозволенность стала серьезной угрозой для современного общества и необходимо последовательно проводить политику укрепления дисциплины в СМИ. При этом эксперт подчеркнул, что желаемый эффект не может быть достигнут только одним решением о запрете мата.

У ряда экспертов запрет на мат в СМИ вызывает недоумение в связи с его недосказанностью. Так, журналист «Эха Москвы» Владимир Варфоломеев после принятия закона написал в своем твиттере: «Президент подписал закон, вводящий штрафы за мат в СМИ. А где список запретных слов можно посмотреть? Ну, чтобы типа не нарушать».

Среди медиаэкспертов высказывалось мнение, что авторы законопроекта, которые хотели искоренить использование нецензурной брани в обществе, не могут добиться этого результата, введя запрет на мат в публикациях. Так, тележурналист Николай Сванидзе в комментарии федеральному СМИ заявил: «Это все равно, если бы издать закон, который бы запрещал бить кулаком в лицо человека. И так понятно, что это запрещено и за это полагается наказание. Лучше бы наши депутаты занялись чем-то более реальным, а так создается впечатление, что как будто людям делать нечего».

Мнение о том, что запрет на нецензурную брань в СМИ не нужен, в ходе принятия законопроекта высказал и председатель Союза журналистов Челябинской области. «Я думаю, что во введении этого законопроекта нет никакой необходимости, – заявил Александр Юрин. – У каждого должно быть внутреннее ограничение». Он добавил, что мат древнее, чем Государственная дума и «Единая Россия». «Это лингвистический саморегулируемый процесс, и никакой депутат его проконтролировать не сможет, должно существовать внутреннее ограничение, – считает эксперт. – Например, я сейчас встречаюсь с вами и, несмотря на то что я умею материться, я этого делать не буду. И журналисты присутствующих здесь изданий тоже. И это не помешает им быть успешными и иметь свою аудиторию».


Юрин: во введении этого законопроекта нет никакой необходимости

По мнению доктора филологических наук Марины Загидуллиной, острая необходимость во введении такого закона была в начале 90-х годов прошлого века. «Однако со временем это урегулировалось – появились «запикивания» определенных слов и так далее. И сейчас давления нецензурщины в СМИ, на мой взгляд, нет, – считает эксперт. – Тем не менее я считаю, что за использование мата в печатных медиа должна быть какая-то ответственность. А вот что касается поведения участников телепередачи в прямом эфире, то я плохо себе представляю, каким образом можно остановить, к примеру, политика, который израсходовал весь свой запас литературных слов и перешел на ненормативную лексику».

«ФедералПресс» напоминает, что закон о запрете мата в СМИ был принят в короткие сроки: Госдумой – 19 марта, одобрен Советом Федерации уже 27 марта и подписан президентом России Владимиром Путиным 5 апреля.

Тем не менее, как у экспертов, так и у представителей СМИ, общественности и читателей остаются вопросы относительно исполнения этого закона. Нет словаря, на который можно ориентироваться, списка слов, которые по закону относятся либо не относятся к нецензурным. Кроме того, непонятно, кто будет следить за исполнением закона, кто будет решать по каждому конкретному случаю, является ли использование той или иной фразы нарушением закона. Не сложится ли ситуация, когда будет несколько показательных выступлений со штрафованием крупных изданий, либо под закон будут попадать все издания без разбора? Покажет время.

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.