Российский актер, кинорежиссер, продюсер, сценарист. В 2006 году удостоен звания Народного артиста Российской Федерации.
Говорухин – известный политический и общественный деятель. Станислав Сергеевич являлся депутатом Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации. Интересно, что долгое время режиссер был известен как противник лидирующей партии и обвинял правящую элиту в некомпетентности. В 2000 году Говорухин даже выдвигал свою кандидатуру на пост президента России и набрал 0,44 % голосов избирателей. К 2005 году режиссер пересмотрел свою точку зрения и перешел на сторону президента Владимира Путина, вступив в партию «Единая Россия».
В среде режиссеров многие говорят о Станиславе Говорухине как о профессионале, способном разглядеть истинный талант. Так, например, режиссер открыл российскому кино актрису Светлану Ходченкову, дав ей главную роль в фильме «Благословите женщину». Также благодаря Говорухину зрители увидели на экранах Марию Миронову и Аглаю Шиловскую.
Помимо кино у Станислава Сергеевича была еще одна страсть – живопись. Он создавал пейзажи с помощью масляных красок. Говорухин трижды организовывал персональные выставки и стал почетным членом Российской академии художеств. Свободное время режиссер также любил уделять чтению книг, игре в шахматы и курению трубки.
Скончался 14 июня 2018 года на 83-м году жизни в санатории Барвиха, после продолжительной болезни.
Детство
Станислав Сергеевич Говорухин родился 29 марта 1936 года в городе Березники Пермского края. Станислава и его старшую сестру Инессу мать растила в одиночку, никогда не упоминая об отце. О нем мальчик слышал только от бабушки: она рассказала ему, что отец бросил семью и потом спился. Матери Говорухина – Прасковье Афанасьевне Глазковой – приходилось много и тяжело работать, чтобы обеспечить двоих детей и дать им достойное образование. Женщина часто болела и умерла довольно рано – в 53 года. После смерти матери Станислав и Инесса решили наконец узнать правду о своем отце и написали запрос в КГБ. Оказалось, что их отец – Говорухин Сергей Георгиевич – был донским казаком, репрессированным согласно директиве «О расказачивании»; мужчина умер в Сибири. Неправдой оказались рассказы бабушки о том, что отец бросил семью, – родители развелись еще до рождения Станислава, о котором, вполне вероятно, отец даже не знал.
Образование
После окончания школы Станислав Говорухин поступил на факультет геологии в Казанский государственный университет им. Ульянова-Ленина. Около года после получения диплома юноша работал геологом Средне-Волжского геологоразведочного управления. Однако Говорухин быстро понял, что геология – не то дело, которым ему бы хотелось заниматься всю жизнь.
В конце 50-х годов в стране активно развивалось телевидение – первые киностудии стали появляться и в Казани. Тогда молодого Станислава Говорухина увлекла идея работать «на экране», и он полностью погрузился в мир ТВ. Молодой человек писал сценарии для передач, работал и оператором, и режиссером. Позже уже пожилой Говорухин назовет тот период своей жизни самым творческим.
В 1961 году Станислав Сергеевич решился на переезд в Москву. Тому было две причины: во-первых, у него не сложились отношения с партийным руководством Казани; во-вторых, Говорухину хотелось развиваться в любимом деле и получить соответствующее образование. Он поступил в московский ВГИК, режиссерский факультет которого в 1966 году окончил с красным дипломом. После получения диплома и до 1987 года Говорухин работал ассистентом режиссера, режиссером, кинорежиссером-постановщиком художественной кинематографии высшей категории на Одесской киностудии художественных фильмов.
Карьера
Как только молодой человек приехал работать в Одессу, ему сразу же предложили снять фильм об альпинистах. Как позже вспоминал Говорухин, сценарий картины был слабый. Тогда кинорежиссер пригласил на главную роль Владимира Высоцкого, а через несколько месяцев советские зрители с восторгом смотрели художественный фильм «Вертикаль». Через три года режиссер снял еще одну киноленту о солдатах-альпинистах – «Белый взрыв», но повторить успех «Вертикали» тот не смог.
В 1977 году Станислав Говорухин создал картину «Ветер «Надежды» о курсантах морских училищ, которые отправляются на регату в Австралию. «Ветер «Надежды» стал первым молодежным приключенческим фильмом в СССР.
В 1988 году Говорухин принял решение вернуться в Москву. Всего работе на Одесской киностудии Станислав Сергеевич посвятил 22 года. Сразу после переезда режиссер устроился на «Мосфильм» и вошел в Союз кинематографистов СССР.
В 1987 году Говорухин выступил инициатором создания советского международного фестиваля жанрового кино «Золотой Дюк» в горячо любимой им Одессе. Фестиваль проводился трижды, в последний раз – в 1991 году.
Говорухин – автор многих известных советских фильмов для детей, к работе над которыми он подходил с большим трепетом. Среди них «Приключения Тома Сойера» и «В поисках капитана Гранта». На этих фильмах выросло не одно поколение детей, и до сих пор они остаются классикой советского кинематографа. В 1979 году Станислав Сергеевич снял фильм «Пираты XX века». Реакция общественности была изумительной: люди шли в кинотеатры толпами, а критики разнесли картину в пух и прах. Говорухина забавляли нелестные отзывы критиков, потому что он равнялся на другой ориентир, – ему важно было, чтобы его кино смотрели, а от нехватки внимания зрителей его картины явно не страдали.
Знаковой картиной в фильмографии Говорухина стал сериал «Место встречи изменить нельзя» 1979 года. Несмотря на то что многие моменты картины забраковала цензура (Говорухину не раз приходилось вырезать куски ленты и переснимать отдельные эпизоды), режиссеру удалось сделать сериал успешным. Для советских граждан он стал любимым на долгие годы вперед.
Еще одна известная работа режиссера – детективный триллер «Десять негритят», снятый в 1987 году по одноименному произведению Агаты Кристи.
В начале 90-х годов Станислав Сергеевич создал ряд документальных фильмов – «Так жить нельзя», «Россия, которую мы потеряли», «Великая криминальная революция». ХХ век Станислав Говорухин завершил созданием драмы «Ворошиловский стрелок» о мести пенсионера насильникам собственной внучки. Главную роль в фильме исполнил Михаил Ульянов, реплики которого зрители разобрали на цитаты.
Начало 2000-х принесло режиссеру новый взлет – снятые в этот период картины можно назвать самыми кассовыми в творчестве Говорухина. В 2003 году он снимает мелодраму «Благословите женщину» с еще малоизвестной актрисой Светланой Ходченковой в главной роли. Фильм приобрел большую популярность среди зрителей, как и появившаяся в нем актриса. В 2005 году Говорухин создал драму «Не хлебом единым». С его помощью режиссер хотел обратить внимание общества на проблемы простых людей, живущих в отдаленных уголках России.
В 2007 году вышла мелодрама «Артистка» о жизни актрисы театра, пытающейся устроить личную жизнь. Главные роли в картине исполнили Евгения Добровольская, Юрий Степанов, Мария Аронова.
В 2008 году фильмография режиссера пополнилась новой работой – мелодрамой «Пассажирка» о морском путешествии молодой вдовы на российском клипере «Смелый». Фильм стал лауреатом премии кинофестиваля «Окно в Европу». В этом же году Говорухин выступил сценаристом военного фильма «В июне 41-го» с Сергеем Безруковым в главной роли.
В 2010 году режиссер решил отойти от привычного жанра драмы и снял комедию «В стиле jazz» об обаятельном молодом человеке Сергее (Михаил Жебровский), который очаровал сразу трех представительниц одной семьи – маму и двух дочерей.
В 2013 году Говорухин пробует себя в жанре нуар, сняв черно-белую картину Weekend. В 2014 году Станислав Сергеевич снял сразу два фильма – «Тайна темной комнаты» и «Дневник мамы первоклассника».
В 2015 году на кинофестивале «Кинотавр» состоялась премьера биографической драмы по прозе Сергея Довлатова «Конец прекрасной эпохи» о командировке советского журналиста Андрея Лентулова (Иван Колесников) из Ленинграда в Таллин. Главные роли в фильме исполнили Федор Добронравов, Сергей Гармаш, Светлана Ходченкова.
Увлечения
Сам Станислав Говорухин нередко появлялся на экране в роли актера. Он известен зрителям по фильмам «Асса», «9 рота», «Сукины дети», «Анкор, еще анкор» и многим другим. Всего Станислав Сергеевич исполнил около 20 ролей.
Говорухин всегда активно увлекался политикой. К политической деятельности его подтолкнули события августа 1991 года, увиденные им лично возле Белого дома – он стал свидетелем атаки парламента танками. Уже позже режиссер скажет, что та победа на самом деле стала поражением, потому что обнажила некомпетентность правящей элиты. Членом КПСС Станислав Говорухин не был. После перестройки стал одним из лидеров Демократической партии России (ДПР).
В 1993 году Говорухин был избран депутатом Государственной думы от ДПР, в списке которой значился вторым номером (за партию проголосовали 5,52 % избирателей). На думских выборах 1995 года создал «Блок Станислава Говорухина», набравший 0,99 % голосов. Блок в Думу не прошел, однако сам Говорухин был избран депутатом по Кавминводскому одномандатному округу № 53 с результатом 23,4 % голосов. Депутатом Госдумы Говорухин был до 2003 года, а затем – с 2005 года до конца жизни; возглавлял думский комитет по культуре.
Личная жизнь
Режиссер был женат дважды. Первой женой Говорухина стала Юнона Карева – театральная актриса и педагог. Однако отношения между супругами не сложились, и они довольно быстро развелись. В браке у них родился сын – Сергей Говорухин, который в будущем, как и отец, стал режиссером. Отец и сын практически не общались – Сергей не мог простить отцу его уход из семьи. В 2011 году у 50-летнего Сергея случился инсульт. Узнав об этом, Станислав Сергеевич тут же приехал в больницу и был с сыном до его последнего вздоха. К сожалению, спасти Сергея врачам не удалось.
В 1966 году Говорухин женился во второй раз. Его избранницей стала монтажер Одесской киностудии Галина. И с ней отношения у режиссера складывались не слишком гладко.
Режиссер испытывал огромную слабость к молодым актрисам. Он долгое время питал симпатию к Светлане Ходченковой и настолько ею увлекся, что даже собирался подать на развод. Следующей музой режиссера стала Анна Горшкова, которая снималась в фильме «Пассажирка». И эти отношения быстро закончились. На место Горшковой пришла актриса театра Елена Дудина. Фото режиссера с молодыми актрисами нередко попадало на страницы желтой прессы. После бурных, но непродолжительных романов Говорухин всегда возвращался к Галине, а она всегда его прощала.
От сына Сергея у режиссера есть два внука – Станислав (род. в 1990-м) и Василий (род. в 1998-м) и внучка Варвара (род. в 2010-м).
Последние годы
В последние годы жизни Станислав Говорухин страдал от тяжелого заболевания, вследствие которого в декабре 2017 года ему была сделана операция по удалению одного легкого. Точную причину операции родственники режиссера решили не обнародовать. Они до последнего надеялись на его выздоровление, однако с каждым днем самочувствие Станислава Сергеевича ухудшалось.
Летом 2018 года Говорухин перестал появляться на публике и был помещен на лечение в санаторий «Барвиха». Жена режиссера говорила о том, что ее супруг находится в тяжелом состоянии, однако врачи дают большие шансы на выздоровление.
13 июня 2018 года в СМИ появилась информация о смерти Станислава Говорухина, которую тут же опровергли его друзья и родственники. 14 июня заявление о смерти режиссера сделали уже его официальные представители.
Станислав Сергеевич скончался на 83 году жизни в санатории «Барвиха». На церемонию прощания пришли многие известные деятели культуры, бывшие друзья и коллеги Говорухина: актеры Сергей Гармаш, Леонид Ярмольник, Людмила Максакова, Алексей Панин, певец Лев Лещенко. Соболезнование семье режиссера выразил лично президент России Владимир Путин.
Станислав Сергеевич Говорухин похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве рядом со знаменитыми актерами Олегом Табаковым и Леонидом Броневым.
Награды и звания:
– почетное звание «Заслуженный деятель искусств Украинской ССР» (1986);
– звание «Почетный гражданин города-курорта Железноводска» (1995);
– почетное звание «Народный артист Российской Федерации» – за большие заслуги в области искусства (2006);
– орден «За заслуги перед Отечеством» I степени (2016);
– Премия правительства Российской Федерации 2017 года в области культуры – за создание художественного фильма «Конец прекрасной эпохи» (2017);
– лауреат IV российской кинематографической премии «Ника» за 1990 год в трех категориях: «Лучший документальный фильм», «Лучшая режиссерская работа», «Лучшая сценарная работа» – за документальный фильм «Так жить нельзя» (1991);
– приз президента Республики Беларусь «За гуманизм и духовность в кино» в рамках XII международного кинофестиваля «Лістапад» в Минске (2005);
– приз зрительских симпатий (гран-при) на XII международном кинофестивале «Лістапад» в Минске – за фильм «Не хлебом единым» (2005);
– главный приз «Большая золотая ладья» в конкурсе «Выборгский счет» по итогам голосования всех зрителей, участников и гостей XIII фестиваля российского кино «Окно в Европу» в Выборге – за художественный фильм «Не хлебом единым» (2005);
– главный приз «Большая золотая ладья» в конкурсе «Выборгский счет» по итогам голосования всех зрителей, участников и гостей XV фестиваля российского кино «Окно в Европу» в Выборге – за художественный фильм «Артистка» (2007);
– гран-при «Гранатовый браслет» (приз-символ) и приз зрительских симпатий имени Клары Лучко XIV российского кинофестиваля «Литература и кино» в Гатчине – за художественный фильм «Артистка» (2008);
– главный приз «Большая золотая ладья» в конкурсе «Выборгский счет» по итогам голосования всех зрителей, участников и гостей XVI фестиваля российского кино «Окно в Европу» в городе Выборге – за художественный фильм «Пассажирка» (2008);
– приз зрительских симпатий (гран-при) на XV международном кинофестивале «Лістапад» в Минске – за фильм «Пассажирка» (2008);
– почетный член Российской академии художеств (2009);
– специальная премия «Мастер» на ереванском международном кинофестивале «Золотой абрикос» (2010);
– приз «Классик отечественного кинематографа» на первом международном кинофестивале стран Арктики «Северное сияние» в Мурманске (2010);
– приз «Золотая ладья» за первое место в конкурсе «Выборгский счет» по итогам голосования всех зрителей, участников и гостей XVIII фестиваля российского кино «Окно в Европу» в Выборге – за художественный фильм «В стиле Jazz» (2010);
– приз «Живая легенда российского кино» фестиваля «Виват, кино России!» в Санкт-Петербурге (2011);
– приз «Золотая ладья» за второе место в конкурсе «Выборгский счет» по итогам голосования всех зрителей, участников и гостей XXI фестиваля российского кино «Окно в Европу» в Выборге – за художественный фильм «Weekend» (2013);
– специальный приз президента Республики Беларусь «За сохранение и развитие традиций духовности в киноискусстве» в рамках XXI международного кинофестиваля «Лістапад» в Минске (2014);
– почетный приз «За вклад в отечественный кинематограф» XIII кинопремии «Золотой орел» Национальной академии кинематографических искусств и наук России за 2014 год (2015);
– лауреат XIV кинопремии «Золотой орел» Национальной академии кинематографических искусств и наук России в категории «Лучшая режиссерская работа» за 2015 год – за фильм «Конец прекрасной эпохи» (2016);
– лауреат XXIX российской национальной кинематографической премии «Ника» в категории «Лучшая режиссерская работа» за 2015 год – за фильм «Конец прекрасной эпохи» (2016);
– Орден преподобного Сергия Радонежского II степени – во внимание к заслугам и в связи с 80-летием со дня рождения (2016).
Цитаты
Советский и российский актер театра и кино, поэт и писатель Валентин Гафт: «Всегда понимаешь, что ты имел, только тогда, когда это теряешь… Станислав Сергеевич снимал честные картины, пробивал дорогу к пониманию того, что происходит в России. Его картины не просто развлекали, а помогали людям жить. Очень жаль, очень жаль».
Заслуженный артист России, актер театра и кино Вячеслав Манучаров: «Он был вообще вне регламента, несмотря на то что он человек четкий, суперорганизационный, он был абсолютно легким. Мэтр, легкий в общении, без каких-то клише, псевдорамок, ярлыков. Это был человек, создавший огромное количество героев-примеров того, как нужно жить: настоящих, честных, волевых, потрясающих, храбрых, которые будут цитироваться нашими внуками и правнуками. Он был человеком, у которого можно было учиться, учиться и учиться».