Сергей Скуратов – экс-руководитель и основатель Ural Airlines, одной из пяти крупнейших отечественных авиакомпаний. Пилот 1-го класса.
Ранние годы, образование
Сергей Скуратов родился в 1950 г. на Урале.
В 1967 г. после получения школьного аттестата Скуратов Сергей стал курсантом Бугурусланского летного училища имени П. Ф. Еромасова в Оренбургской области. Он окончил заведение, сдав на отлично все экзамены. Параллельно с профподготовкой Сергей Николаевич Скуратов активно участвовал во внеучебной деятельности.
В 1971 г. Сергей Скуратов стал студентом ленинградского высшего учебного заведения, готовящего кадры для гражданской авиации.
В 1978 г. Сергей Николаевич Скуратов завершил заочное обучение в Академии с квалификацией инженера-пилота. Одновременно с освоением учебных дисциплин летал пилотом в Свердловском объединенном авиаотряде и использовал отпуска для сдачи зачетов и экзаменов.
Скуратов Сергей: биография пилота
В 1970 г. 20-летний Сергей Скуратов стал пилотом Второго Свердловского объединенного авиаотряда. Он был образован в 1934 году и базировался в а/п «Уктус» (сегодня – Ботанический микрорайон Екатеринбурга).
К 1972 г. Сергей Николаевич Скуратов: теперь он мог командовать экипажем воздушного транспорта. Спустя 12 месяцев выполнил свой первый рейс в Ирбит в качестве КВС Ан-2.
В 1975 г. перевелся в Свердловский объединенный авиаотряд в Кольцово и переучился на Ан-24. В 1975-м стал командиром данного воздушного судна, еще через два года начал командовать авиаэскадрильей Ан-24. В 1981 г. был назначен заместителем командира 318-го летного отряда.
В 1984 г. Скуратов Сергей Николаевич получил должность начальника инспекции по безопасности полетов. Вместе с командой контролировал и координировал деятельность авиапредприятий всей Свердловской области.
В 1987 г. Скуратов Сергей был назначен командиром авиаотряда по решению Областного комитета КПСС. На этой позиции следил за всей летной деятельностью, обеспечивал безопасность авиаперевозок и продолжал летать в составе экипажа.
Управлял несколькими самолетами советской сборки:
· Як-18 (учебно-тренировочный самолет)
· Ан-2 (легкий самолет)
· Ан-24 (пассажирский самолет)
· Ан-26 (транспортный самолет)
· Ил-18 (пассажирский самолет)
· Ту-154 (пассажирский авиалайнер)
· Ил-86 (первый советский широкофюзеляжный пассажирский самолет)
Скуратов Сергей Николаевич летал по всему СССР. Ему присвоили квалификацию пилота 1-го класса, а к моменту реорганизации Первого Свердловского государственного авиапредприятия (отряд переименовали в год распада СССР) он провел за штурвалом более 10 000 часов.
Ural Airlines: в качестве главы авиакомпании
После реорганизации авиапредприятия в 1993 г. Скуратов Сергей Николаевич стал генеральным директором авиаперевозчика Ural Airlines (бывший авиаотряд разделился на авиакомпанию и а/п «Кольцово»).
Несмотря на сложные экономические условия девяностых, ему удалось сохранить авиацию в Екатеринбурге. В то десятилетие многие авиаперевозчики прекратили свое существование, отмечает Сергей Скуратов. Биография Ural Airlines («Уральских авиалиний») наоборот начала активно развиваться. Авиакомпания превратились в одну из ведущих федеральных организаций. К началу 2000-х годов компания обслуживала 46 городов России, стран СНГ и дальнего зарубежья, имея в собственности 20 воздушных судов.
В 1999 г. в экипажах авиакомпании Сергея Николаевича Скуратова стали летать пилоты 2-й категории ИКАО (высшей на тот момент для России). Такие специалисты были только у Ural Airlines и московского «Аэрофлота».
Скуратов Сергей инициировал масштабное техническое перевооружение авиаперевозчика. Прогрессивные аэробусы в компании появились в 2006 г. Ural Airlines были первой российской авиакомпанией, где в воздушном парке числился Airbus neo (обновленная версия аэробусов с улучшенными характеристиками комфорта и эффективности). Сейчас компания располагает 51ми следующих моделей:
А319 (4 судна)
А320 (22 судна)
А321 (14 единиц)
А320neo (3 судна)
А321neo (8 судов)
В 2012 г. пилоты уральского авиаперевозчика получили возможность проходить летную подготовку в собственном высокотехнологичном тренажерном центре Ural Airlines. Тренировки проводятся минимум два раза в год: летчики отрабатывают нештатные ситуации не реже, чем раз в шесть месяцев по восемь часов.
С 2017 по 2023 годы пассажирский авиаперевозчик под началом Скуратова Сергея Николаевича расширил географию полетов – сегодня Ural Airlines осуществляет и внутренние, и внешние рейсы по 229 направлениям.
На сегодняшний день Ural Airlines – один из лидеров отрасли, обладающий хабами в екатеринбургском, петербургском и московских аэропортах, а также имеет свыше 50 интерлайн-соглашений с отечественными и зарубежными компаниями.
В августе 2024 г. 74-летний Сергей Скуратов ушел с должности гендиректора Ural Airlines.
Сергей Николаевич Скуратов: семья, увлечения
Скуратов Сергей Николаевич женат, у него есть сын и четверо внучек. Бизнесмен играет в гольф, становился чемпионом на региональных соревнованиях по этому виду спорта. Также увлекается охотой, рыбалкой, любит готовить.
В биографии Сергея Скуратова особое место занимает общественная деятельность. Он поддерживает несколько благотворительных проектов. Состоит в совете Попечителей Свердловской детской филармонии.
Сергей Николаевич Скуратов: награды и звания
• Заслуженный пилот РФ.
• Заслуженный работник транспорта РФ.
• Награжден знаком «Отличник воздушного транспорта».
• Кавалер ордена Почета и ордена Дружбы.
• Орден "За заслуги перед Отечеством" IV степени.
• Почетный гражданин Свердловской области.
• Почетный гражданин города Екатеринбурга.
• «Человек года» (2019).
Фото: из архива С. Скуратова