Top.Mail.Ru
Общество
ЦФО
0

«Центральный банк России живет в зазеркалье»

Личный взгляд главы экспертного совета по страховому законодательству Госдумы РФ Александра Коваля
ЦБ РФ стреляет из пушки по воробьям

На днях Центральный Банк России представил широкой общественности перечень мер по развитию финансового и страхового рынка («дорожную карту») вплоть до 2018 года. «Дорожная карта» утверждена первым заместителем председателя правительства Российской Федерации Игорем Шуваловым и включает в себя конкретизированные задачи и действия Банка России по развитию финансового рынка Российской Федерации на текущий календарный год. Такие дорожные карты будут выпускаться Банком России ежегодно. По мнению главы экспертного совета по страховому законодательству Госдумы РФ Александра Коваля, Банк России как всегда, занимается теоретическими изысканиями, вместо того, чтобы решать реальные и острые существующие проблемы.

«Из анализа плана становится понятно, что ЦБ пытается «развернуться лицом» к потребителям страховых услуг, и, как всегда, у него это плохо получается.

Такое ощущение, что Центральный банк РФ живет в «зазеркалье», где все чинно, благородно и хорошо, а жители нашей страны существуют в другой, гораздо более суровой реальности.

Люди в регионах «задыхаются» из-за проблем с ОСАГО, микрофинансовые организации растут, как грибы после дождя, вгоняя россиян в чудовищную долговую кабалу. На днях по центральным телеканалам демонстрировались кадры из Башкирии, где автовладельцы для получения полиса ОСАГО были вынуждены брать отпуск, ночевать под окнами страховой компании, и даже драться, отстаивая свое право записаться в гигантские очереди для получения необходимых бумаг…

Что касается микрофинансовых организацией, все мы помним совершенно жуткую историю в Ульяновске, когда коллектор, пытаясь взыскать долги микрофинансовой организации, бросил в окно жилого дома бутылку с «коктейлем Молотова», которая попала в кровать спящего 2-летнего мальчика. Речь шла о сумме кредита в четыре тысячи рублей, которая выросла в 12 раз! Ребенок получил жесточайшие ожоги. А если вспомнить другой нашумевший случай в Искитиме Новосибирской области, когда коллекторы, действовавшие в интересах микрофинансовой организации, совершили в отношении должницы насильственные действия сексуального характера прямо на глазах у сына и супруга? Изначальная сумма кредита в пять тысяч рублей превратилась в 240!

В предлагаемой дорожной карте-плане мероприятий про то, как бороться с наводнившими страну микрофинансовыми организациями со странными и незаконными методами работы, нет ни слова. Но много внимания уделено «разработке мер стимулирования для новой категории микрофинансовых организаций – микрофинансовых организаций предпринимательского финансирования»… Поддержка малого и среднего бизнеса – это, конечно , хорошо, но давайте не забывать о населении. И не позволять современным «ростовщикам» калечить людские судьбы!

Из основных нововведений, предлагаемых регулятором в плане мероприятий: создание Национальной перестраховочной компаний (НПК), совершенствование механизмов противодействия недобросовестным действиям страховых организаций, осуществляющих обязательные виды страхования, поправки к закону об ОСАГО и другие.

Хотелось бы остановиться на создании в Банке России «единого окна» для приема обращений граждан по вопросам, связанным с деятельностью финансовых организаций. Намерения-то, как всегда, благие. Это и внедрение платформы обработки обращений, развитие функционала интернет-приемной и так далее. То есть, мегарегулятор как обычно, работает над формальными моментами, не вдумываясь особо в содержание документа.

Банк России расписался в собственной беспомощности, написав в плане о том, что для обеспечения надлежащего уровня защиты населения планируется создать более эффективную систему работы с жалобами. Тем самым они подчеркивают, что существующая система недостаточно эффективна. Но нужно понимать, что внедрение новой системы по работе с жалобами не приведет к снижению их числа.

На днях руководитель департамента страхового рынка Банка России Игорь Жук, комментируя ситуацию по стране с ОСАГО, сказал: «Сегодня мы получаем около тысячи жалоб в неделю и несколько сотен тысяч судов по году. Это недопустимо. Мы должны стремиться к немецкой модели, когда в год возникает 10–15 тысяч спорных ситуаций (при том, что в Германии больше машин). Иными словами, нужно скорректировать бизнес-модель».

Страховщики и Центральный банк, как это часто и бывает, видимо, забыли, что ОСАГО изначально задумывался как социальный вид страхования, не предполагающий извлечения прибыли вообще.

А между тем представитель Центробанка продолжает: «То, что сейчас происходит в ОСАГО, без корректировки системы перенести в новую компанию нельзя. Ни в национальную компанию по ОСАГО, ни в НПК «Национальная перестраховочная компания». Это не решит ни одну из проблем. Если разрубить этот узел можно с помощью перехода на преимущественную форму натурального возмещения, давайте будем ремонтировать. Возможно, это поможет избавиться от мошенников и ретивых автоюристов. Но идеи перестраховывать портфель «токсичных» регионов или все ОСАГО в НПК сейчас нет». На вопрос: «Что, на ваш взгляд, должны изменить страховщики ОСАГО в своей работе, чтобы ЦБ отказался от идеи такого развития событий навсегда?» Игорь Жук очень тактично «пожурил» страховщиков: «Компании должны осознать, что занимаются социально ориентированным бизнесом, а не только, будучи коммерческими структурами, извлекают прибыль». Странно слышать такие робкие заявления от представителя мегарегулятора, который должен жестко и четко осуществлять надзор за деятельностью страховых компаний и наказывать зарвавшихся страховщиков!

Вызывает недоумение и декларируемая в плане задача по повышению финансовой грамотности населения. Это и участие ЦБ РФ в разработке учебного курса для тьюторов и учителей в части финансовой грамотности, и редактирование представителями ЦБ учебников «Обществознания», и создание сайта для повышения финансовой грамотности населения России… Такое ощущение, что ЦБ РФ «стреляет из пушки по воробьям», стремясь объять необъятное. Попытки ЦБ РФ жить и работать по принципу «наш пострел везде поспел» приводят к краху при реализации основных задач ведомства.

Затрагивается в плане мероприятий и вопросы страхования жизни, имущества, опасных объектов. Кроме того, в плане присутствует и пункт о разработке нормативных актов Банка России в связи с принятием Федерального закона от 23.06.2016 № 222-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части наделения государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» функциями по проведению процедуры банкротства страховых организаций. Таким образом, страховщиков будет банкротить АСВ. 

В целом план Центрального Банка РФ можно охарактеризовать как бюрократически-технический: много умных слов, написано красиво, но пользы потребителям никакой».

 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.