Арест министра экономического развития РФ Алексея Улюкаева стал уникальным и беспрецедентным случаем для страны. Задержание главы МЭР уже прокомментировали в Кремле – пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков подчеркнул, что обвинения против министра требуют серьезных доказательств, но в любом случае все будет решать суд. «Деньги Улюкаеву были переданы в ходе следственного эксперимента под контролем силовиков». Претензий к руководителям компании «Роснефть» нет. Несмотря на то, что арест министра экономического связан с приватизацией акций «Башнефти»,многие эксперты считают, что начинается мощнейшая атака на финансово-экономический блок Правительства и на самого премьера. О том, что на самом деле стоит за громким арестом и каких его последствий можно ожидать, своим мнением поделился журналист, Заместитель главного редактора Banki.ru Семён Новопрудский:
«Если верить официальным сообщениям Следственного комитета, никаких пострадавших сторон в этой истории, кроме министра Улюкаева, нет вовсе. Покупку «Роснефтью» «Башнефти» Следственный комитет сразу назвал законной, не дожидаясь выводов следствия. Оно скорее всего и не ведется: все ограничилось спецоперацией ФСБ, начавшейся, опять же по официальной версии, задолго даже до намерения правительства приватизировать «Башнефть». К слову, у прежних хозяев «Башнефть» отнимали тоже через уголовное дело против владельца АФК «Система» Владимира Евтушенкова в 2014 году. Как только компанию отняли, дело прекратили. Взятку Улюкаеву, по версии самого следствия, давала не сама «Роснефть», а ФСБ – то есть все это даже самой властью подается как провокация. Вопрос о реальном уголовном сроке Улюкаеву зависит исключительно от Путина. Если он не даст ясного сигнала следствию не сажать – посадят. Если посчитает, что достаточно просто припугнуть «системных либералов» во власти и тех, кто ставит на возвращение в президентское кресло Дмитрия Медведева, Улюкаеву могут переквалифицировать обвинение и выпустить после суда. А суд пройдет до или после президентских выборов – в зависимости от того, посчитает ли власть перспективной идею «борьбы с пятой колонной в правительстве» для пропаганды в ходе предвыборной кампании. Многое будет зависеть от реакции знаковых «системных либералов». От того, решатся ли выступить в поддержку Улюкаева, например, Алексей Кудрин или, что было бы еще более важно, Эльвира Набиуллина.
И. о. министра уже назначен, но им пока заместитель Улюкаева Алексей Ведев, также выходец из гайдаровской команды. В принципе сейчас главная задача министерства – завершение работы над бюджетом на 2017 год и ближайшую трехлетку. И любому полноценному министру извне уже не успеть вникнуть в эту работу. Так что формально с назначением министра без приставки и. о. можно не торопиться. В целом же аппаратный вес Минэкономразвития давно не слишком велик – ключевую роль в экономическом блоке правительства очевидно играет Минфин, а среди монетарных властей в целом еще и Банк России. Так что организаторы этой политической провокации, похоже, сознательно решили тронуть наименее влиятельного из знаковых «системных либералов» во власти.
Какие силы заинтересованы в назначении сильного главы экономического блока правительства РФ? Пока главой экономического блока правительства является Игорь Шувалов, которого трудно назвать «сильным». История с Улюкаевым не имеет никакого отношения к намерению сделать главу экономического блока или – что было бы еще лучше для страны – премьер-министра сильным или компетентным. Как раз наоборот эта история еще больше ослабляет правительство и лично премьера. Но очевидно сам факт прослушки в течение года министра федерального правительства со стороны ФСБ при полном информировании об этом президента (пресс-секретарь Путина подтвердил, что президент был в курсе этой «спецоперации» с самого начала) достаточно говорит о методах работы российской власти, как и о том, что Кремль явно неоднороден. Сторонники силового передела собственности и агрессивной внешней политики в ущерб интересам экономического развития страны явно берут верх в последние годы, но и роль их оппонентов велика. Благодаря Минфину удалось избежать полного краха бюджетной системы при обвале мировых цен на нефть и войне санкций, а ЦБ спас рубль и сохранил относительную надежность банковской системы».
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Самые читаемые материалы 2016 года