Эксперт в области управления организациями и бизнесом, кандидат экономических наук, член Советов директоров российских компаний Евгений Змиев специально для «ФедералПресс» рассказал о том, до каких пор будут буксовать инновации в России и как сделать нашу экономику инновационной:
«Межрегиональный форум крупнейших компаний ЮФО, состоявшийся в Краснодаре, открыл дискуссию «Партнерство для инноваций: как это делается?». И все бы хорошо, когда слышишь об инновациях как искусстве и творчестве в разных отраслях. Но тут же задаешь себе актуальный вопрос: почему до сих пор российская экономика отстает от зарубежной и страдает без инноваций, если мы уже знаем ответы на весь спектр вопросов от «какие разработки ведутся и какие шаги нужны» до «что такое инновационный продукт»?
Пока мы рассматриваем инновации как искусство или высокое научное творчество, мы так и будем мечтать об массовых инновациях на российских предприятиях, потому что высокое искусство не доступно широкому круг по определению. Оно существует для воздыхания, а не для ежедневного применения в жизни.
Ответ один и простой: надо рассмотреть инновации как продукт для экономики. Это позволит определить, откуда сейчас не идет, но должен идти запрос на инновации? Где сейчас сбой программы? А точка сбоя находится там, где раньше не искали, поэтому парадоксальна: дивиденды и акционеры. Проще было звать на помощь государство и ждать его денег и госпрограмм на инновационное развитие.
Цепь экономических смыслов следующая: совладельцы-акционеры формируют запрос совету директоров на стабильные и растущие дивиденды. Совет директоров дивидендный запрос преобразует в стратегию роста и развития компании с запросом к менеджменту на стабильную и растущую прибыль. Менеджмент вынужден искать пути роста доходов и снижения расходов. И только так впервые рождается запрос из компании, от его топ-менеджмента к внешней или внутренней среде на инновации, как способ создания нового продукта и завоевания рынка или снижения затрат на производство существующего продукта. Вот этот-то запрос топ-менеджмента и становится реальным запросом бизнеса на реальные инновации, адресованный науке, вузам, ученым и студентам, технопаркам и бизнес-инкубаторам – всем тем, кто может производить ноу-хау и превращать его в конкретные усовершенствованные технологии производства. Появится запрос, а это уже платежеспособный спрос, вслед за ним появится и предложение. В целом, это сформирует рынок инноваций в России. Все остальные механизмы соединения науки и производства уже не работают, оставаясь декларациями, призывами или освоением бюджетных средств.
Классические собственники компаний в России очень скромные, выплату дивидендов себе ставят всегда на последнее место. Потому на дивиденды как раз и не хватает. Обычное поведение владельцев, когда «все в компанию на ее развитие», то есть на рост капитализации в будущем. Даже крупнейшие российские публичные компании платят копеечные дивиденды свои акционерам и то один раз в год. Зарубежные компании платят дивиденды чаще всего ежеквартально. Можно с уверенностью сказать: в России нет обычая делового оборота платить достойные дивиденды акционерам!
Как контрастное исключение из этого правила, на форуме больше всего гордились своими исследованиями и внедрением инноваций представители «Филип Моррис Кубань» и МТС – компаний, выплачивающих львиную долю прибыли ежегодно своим акционерам в виде дивидендов. Причем дивидендов не копеечных, а весомой величины. Вглядитесь в их годовые финансовые отчеты. Сразу видна положительная корреляция: дивиденды и инновации у них идут рука об руку.
Вывод: инновации в российской экономике будут востребованы, когда российские акционеры, один за другим, начнут меняться и ставить свои интересы на получение и повышение дивидендной доходности на первое место. Так, по описанной цепочке создастся массовый запрос на инновации. И российская экономика, ее предприятия станут разрабатывать сами и приобретать на стороне инновационные технологии. В ином случае компании-исключения будут демонстрировать действие правила «запрос на дивиденды = запрос на инновации», а большинство отечественных компаний будут продолжать смотреть на акционеров как на рудиментный придаток, а значит, и на инновации как на далекое от их будней и диковинное искусство, о предметах которого модно рассуждать и мечтать. Очень неплохо умениям получать и платить дивиденды поучиться бы у иностранного бизнеса.
Глобальный вывод: будущая инновационная экономика России родится в головах конкретных российских акционеров и собственников отдельных предприятий, а не в планах правительства «усилить и углубить, создать и профинансировать отдельные точки роста».
И напоследок еще один научный парадокс. Нет никаких данных, что отечественные вузы учат действующих или будущих владельцев бизнеса науке требовать дивиденды, ценностный шаблонный ориентир всегда на рост его капитализации. И при этом искренне не понимают, почему ноу-хау и инновации их ученых и студентов в большинстве случаев остаются искусством для себя, а не коммерческим продуктом, востребованным российским бизнесом. И красивые редкие исключения лишь подтверждают правило.
А вы поняли?»
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции