Прошедшие выборы в Бундестаг не сотворили сенсации, как ожидалось после начала миграционного кризиса осенью 2015 года. Беспорядочный наплыв беженцев и последовавшие позднее теракты в Баварии и Берлине усилили позиции националистов и антиисламски настроенных групп. «Альтернатива для Германии» показала отличные результаты на земельных выборах. Некоторые уже пророчили, что 24 сентября АдГ свергнет с трона правящую партию Христианско-демократический союз (ХДС). Все же в решающий момент канцлеру Германии Ангеле Меркель удалось восстановить позиции и одержать победу с 10% отрывом от ближайшего преследователя - СДПГ. Комментирует Камран Гасанов – эксперт Института стратегических исследований и прогнозов РУДН, кандидат политических наук:
«Чего нельзя отрицать – так это то, что выборы символизируют тектонические сдвиги в немецкой политике, связанные с переменой настроения в обществе. Последний раз националисты входили в Бундестаг свыше 40 лет назад, когда в 1969 г. Национал-демократическая партия с 4,3% стала четвертой силой в парламенте. АдГ превзошла своего предшественницу троекратно (12,6%) и обошла все «немейнстримные» партии – «Левых», «Зеленых» и «свободных демократов» (СвДП). Результат «правых» показывает, что как минимум каждый десятый немецкий избиратель требует остановить миграцию , меняющую демографический состав страны, боится усиления влияния мусульман и противится углублению интеграции с ЕС, а также поддерживает снятие санкций с России. Что касается последнего, то, если прибавить 10,7% СвДП и 9,2% «Левых», то больше трети немцев проголосовала за нормализацию отношений с Россией.
Победа меркелевской фракции с 33% очевидна, но менее убедительна, чем в 2013 году (41,5%). Социал-демократы потеряли меньше – 5% (25,7 → 20,5), но этого было достаточно, чтобы уйти в оппозицию. Потерянные бывшей правящей коалицией очки подобрала АдГ. Это дает основания полагать, что за последние годы сторонники консерваторов и СДПГ массово переметнулись в лагерь националистов.
Если в стратегическом отношении изменения очевидны, то тактическая задача на сегодняшний день – сформировать новую правящую коалицию. В отличие от 2013 г., Меркель придется договариваться не с одним, а двумя партнерами. Союз с СДПГ невозможен ввиду того, что ее лидер Мартин Шульц отказался плестись в хвосте у христианских-демократов. С АдГ ни одна из партий не готова сотрудничать, а «Левые» - партия рабочих, и их на ровне с АдГ причисляют к т.н. Russlandversteher («понимающие Россию»). Единственная опция – т.н. «ямайская коалиция» с СвДП и «Зелеными» (цвета этих двух партий и фракции Меркель совпадают с желто-зелено-черным флагом Ямайки).
Потенциально младшие партнеры ХДС допускают единое правительство, но со своими оговорками. Зеленые требуют смягчить курс к беженцам, отрицая усиление миссии службы ЕС по охране границ (Frontex) и установление «верхней границы» (Obergrenze) для их приема. Последнего добивается Христианско-социальный союз (ХСС), составляющий с ХДС фракцию “Die Union”. Кроме того, «зеленые» планируют после 2030 года отказаться от традиционного автомобильного топлива. Сторонница бизнес-элиты СвДП заинтересована только в квалифицированной миграции и намерена остановить «миграционный хаос», учиненный правительством Меркель. Серьезные расхождения у «свободных демократов» с ХДС по евроинтеграции: первые - против единого европейского бюджета и финансирования «бедных» стран-членов. Напротив, Меркель поддерживает план французского президента Эммануэля Макрона по углублению Еврозоны с единой фискальной политикой, парламентом и министром финансов. Для главы СвДП Кристиана Линднера общий бюджет ЕС – «красная линия». При этом Линднер, также как и Меркель и ее министр обороны Урсула фон дер Ляйен, призывает к созданию к европейской армии и увеличению финансирования «оборонки» до 3%. «Зеленые» также агитируют за укрепление единой оборонной политики европейского союза
Из всего этого ясна что 3 фракции имеют как спорные моменты, так и определенные точки соприкосновения. Безусловно, ХДС/ХСС будет играть «первую скрипку» в будущей коалиции, но вынуждена прислушиваться к мнению своих младших партнеров. От их согласия зависит то, насколько быстро будет сформировано дееспособное правительство. Это, в свою очередь, влияет не только на развитие Германии, но и на то, будут ли реализованы «наполеоновские планы» Макрона по созданию Соединенных Штатов Европы. При всем при том у «Зеленых» и СвДП нет альтернативы, и в определенных спорных вопросах им придется прогнутся под «Die Union», если они хотят пожинать плоды своих 10 %».