В контексте ситуации с «Зимней вишней» уже не впервые всплыл целый пласт вопросов: как так вышло? кто виноват? что делать? Обвиняют тех, кто строил, кто проверял или не проверял, собственников и архитекторов. Однако ответы находятся куда ближе, чем кажется. Буквально на поверхности. Комментирует Александр Хаминский, член Общественного совета столичного Главка МВД, эксперт по правовым вопросам СПЧ при президенте РФ:
«Первое что хотелось бы прокомментировать, это сами «многочисленные проверки, несмотря на которые произошла трагедия». Бытует мнение, что развлекательные комплексы, заведения общественного питания и прочие подобные места сбора большого количества людей чуть ли не задушены всяческими контрольными и надзорными мероприятиями, нужными и ненужными. Как же так получается, что результата нет? И мы, как общество, на всех уровнях, вплоть до губернатора и президента страны, бросаемся клеймить разгильдяев, взяточников и мошенников.
Так вот. Лично я, являясь субъектом общественного контроля, про обилие проверок слышу впервые. Государственные органы, прикрываясь вступившим в силу с января 2018года Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», стараются вообще не выезжать на объекты. Идет прямое перевирая самого понятия «надзорных каникул».
Не буду голословным. Что касается норм пожарной безопасности, за последние 15 месяцев я лично направил более 40 обращений в органы МЧС. И только в 2 случаях виновников привлекли к административной ответственности. На остальных объектах, где вопиющие безобразия были видны невооруженным глазом, выходили, но отделались формулировками «нарушений не установлено» или «обнаружены незначительные недостатки». Чтобы было понятно, о каких «недостатках» идет речь, приведу лишь некоторые:
- Отсутствие табличек с номером телефона для вызова пожарной охраны;
- Отсутствие плана эвакуации;
- Отсутствие хотя бы элементарных огнетушителей;
- Двери, открывающиеся внутрь помещения и являющиеся препятствием для того, чтобы оперативно покинуть объект в случае опасности;
- Отсутствие автоматической системы пожаротушения;
- Отсутствие извещателей противопожарной сигнализации;
- Отсутствие второго эвакуационного выхода из помещения, предназначенного для одновременного пребывания в нем более 50 человек;
- Отсутствие световых оповещателей «ВЫХОД» над эвакуационными выходами;
- Загромождение эвакуационных путей декоративной мебелью;
- Геометрия эвакуационного пути, не представляющая возможности при необходимости пронести носилки с лежащим на них человеком.
Излишне, мне кажется, говорить о том, что в случае беды цена каждого из подобных «незначительных недостатков» будет измеряться человеческими жизнями?! Это минимально допустимый чек-лист для любого общественного места. И никакие преференции малому и среднему бизнесу не должны служить основанием для преступного и тотального несоблюдения норм безопасности. Ни при каких условиях.
19 моих безупречных с правовой точки зрения обращений, как члена Общественного совета столичного Главка МВД, и вовсе остались без ответа, а по 4 прокуратурой не были согласованы проверки. Представляю, как игнорят граждан, «пишущих по инстанциям» справедливые, но зачастую не структурированные и эмоциональные обращения!
Кстати, если вернуться к тем 2 случаям их 40, где после контрольного осмотра объектов владельцы понесли административную ответственность, сами-то нарушения ликвидированы не были!
Теперь хочу сказать об ответственности. Почему страдают одни и уходят от ответственности другие? Да потому что система обеспечения пожарной безопасности в стране сама по себе глубоко порочна и дефектна. Для справки: после 2001 года, когда Госпожнадзор был присоединен к МЧС, он получил в структуре министерства роль «нелюбимого пасынка». Реформа органов исполнительной власти 2004 года предполагала, что министерства возьмут на себя нормотворческую деятельность, а федеральные службы станут заниматься контрольно-надзорной. То есть получается, что теперь и выработкой госполитики в сфере пожарной безопасности, и надзором за исполнением законодательства занимается (а значит, и несет ответственность) государство.
Интересно и то, что по принятому недавно Федеральному закону от 23.06.2016 г. N 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» ею тоже занимается государство совместно с субъектами общественного контроля. Соответственно, если из 40 обращений, мы получаем хоть какую-то формально надлежащую реакцию только на 2, это всего лишь 5% результативности. Паршивый, честно говоря, показатель эффективности «государственной машины»! Так разве в таком контексте имеет столь уж принципиальное значение, кого назначат виноватым?
Каждый раз после подобных ужасных происшествий вместе со слезами начинают звучать призывы: ужесточить проверки, требования, ответственность, привести все в порядок! Но что нужно сделать для реального результата?
Я по этому вопросу ответил достаточно прозрачно в интервью одному из телеканалов: призвать избранного президента Владимира Путина к выделению органов пожарного надзора в отдельную службу, к их тотальной реорганизации, к назначению из кадрового резерва лучшего, честнейшего и обладающего специальными знаниями человека, способного эту службу возглавить. Или так, или погорим по-крупному еще не однажды, мешая скорбь с ощущением бессилия».
Пожар в ТРЦ «Зимняя вишня»