Схождение благодатного огня в храме Гроба Господня в Иерусалиме происходит каждый год в Великую субботу в канун празднования главного христианского праздника – Пасхи. Стать соучастниками этого события стараются десятки тысяч паломников. О великом чуде рассказывает профессор Свято-Филаретовского православно-христианского института, специалист по церковной истории, кандидат педагогических наук, член Ассоциации искусствоведов Александр Копировский:
«Феномен, который описывается как «благодатный огонь», или, как у греков принято называть, «святой свет», возник относительно поздно, в конце IX века.
Более ранние свидетельства, примерно с V века, говорят о богослужебном обряде, отнюдь не чудодейственном: на месте погребения Спасителя зажигаются свечи в знак того, что Христос, как Свет, воскресает. Дело в том, что Свет – древнейший образ, можно сказать, одно из имен Христа, сошедшего во тьму и ад, чтобы вывести оттуда всех людей, освободить нас от смерти. В Евангелии от Иоанна сказано: «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин. 1:5). Из глубины тьмы выходит Свет, символизируемый огнем свечи, «святой свет» – и это есть образ победы Христа как Света над тьмой смерти.
Но с конца IX века появляются описания, которые утверждают, что этот свет зажигается сам. С этого времени представления разделяются: кто-то считает, что он действительно чудесного происхождения, а кто-то – что это просто продолжение того самого древнего богослужебного обряда, который лишь символизирует явление Христа как Света. И очень жаль, что сейчас этот спор принял такой нездоровый, истерический характер, причем с обеих сторон.
Конечно, представление о чуде как некотором внешнем, принудительном эффекте, не зависящем от веры, совершенно не соотносится с Евангелием и с образом Христа, который категорически отвергал чудеса и знамения, когда его просили их показать. Но в то же время, на мой взгляд, не следует увлекаться такой разоблачительной тенденцией. Можно определенно сказать, что это дело рук человеческих, но не придавать этому характера какого-то скандала и разоблачения, которое тут же должно всех «поставить на место» и все прояснить, – это неблагодарное занятие.
Причины этой истерии в том, что мы, к сожалению, мало говорим о Воскресении Христа, а больше – о символах или, так сказать, спецэффектах, которые имеют, конечно, рукотворный характер и отводят внимание людей от главного – что чудо Воскресения не принудительно, как и вообще чудо веры, как откровение о Боге в человеке. Это чудо, которое ослепительнее любого огня, когда человека озаряет ощущение, что Бог не просто есть, а Бог живой, он соотносится с человеком, и Христос – это явление Бога Отца, Сына Отца. Наша вера не нуждается в дополнительных доказательствах и спецэффектах, она сама в себе имеет этот огонь, о котором Афанасий Фет сказал, что он в груди нашей «сильней и ярче всей вселенной».
В последние годы вокруг темы схождения Благодатного огня возникает много дискуссий. Это связано с ослаблением настоящей, подлинной веры, с суетой, которая захлестывает мир и требует чудес. Две тысячи лет назад было сказано апостолом Павлом, что «иудеи требуют знамений, и эллины ищут мудрости» (1 Кор. 1:22). И сейчас это обострилось в связи с напряженным состоянием мира, когда люди хватаются за соломинку, хотят хоть в чем-то иметь твердую надежду, не понимая, что надежность и сила веры заключается совершенно в другом.
Чтобы эту силу обрести, человек должен совершить усилие веры. Да, вера и благодать – это дар, но это не значит, что он дается автоматически тому, кто совершенно не пытается ему открыться и его принять. Пастернак говорил даже о Воскресении, что это усилие: «Смерть можно будет побороть усильем Воскресенья». То, что Христос воскресает – это великая тайна, но это не происходит автоматически, естественным путем оживления его тела. Воскресение – это совсем другое, это преображение, внутреннее изменение. И люди часто этого не хотят, а хотят легкого, удобного, чего-то в стиле шоу и спецэффектов.
Так что благодатный огонь – это очень «удобное чудо», коммерчески идеальное. Не только в денежном смысле, а вот в этом угождении самым невзыскательным зрителям. Не хочется их огорчать и унижать, так как это легко превратить в некое издевательство над людьми, мол, они поклоняются огню, этого не нужно, надо людям помочь обрести подлинную веру. Я вспоминаю слова из акафиста Богородице: «Радуйся, огню поклонение угасившая». В любой форме не надо поклоняться вещественным началам мира сего. Конечно, наша вера проявляется во всем, и чудеса могут быть и в материальном мире. Но чудо не должно быть показательным: «Вот вам!». Повторяю, это то, что Христос отвергал.
Недавно один армянский священник заявил, о том, что «патриархи зажигают связки восковых свечей от масляной лампады, и ничего мистического в благодатном огне нет». Есть и более авторитетные личности, которые высказывались на эту тему, по меньшей мере, начиная с XVIII века. Епископ Порфирий (Успенский), наш знаменитый исследователь Востока, прямо говорил, что этот огонь зажигают от внутренней спрятанной лампадки, и что именно народное суеверие, превратившееся в привычку, не дает возможности это прояснить, потому что это вызовет бунт, крики, деструкцию.
Поэтому надо начинать не с изобличения суеверий, а с просвещения. Нужно явление силы Христовой, чтобы это постепенно встало на свое место, превратилось в то, с чего начиналось, – в символическое возжжение светильника и распространение его света среди верующих через возжигание свечей друг от друга, – но перестало бы носить несколько истерический характер. Но когда это «чудо» пропагандируется, когда из этого символа делают «наш ответ олимпийскому огню», в этом есть какая-то искусственность. Не надо играть на человеческих слабостях. Люди слишком легко увлекаются».