Чуть больше месяца осталось до окончания разработки и презентации стратегии развития Кемеровской области – программного документа, о котором заявлял врио губернатора Кузбасса Сергей Цивилев. По его мнению, «стратегия» поможет реформировать экономику региона, сделав Кемеровскую область «номером один» за Уралом. Пока же идет написание этого документа, куда привлечены силы многих местных аналитиков и специалистов. Исполнительный директор кемеровского регионального отделения «Опора России» Мария Старинчикова поделилась своим видением «стратегии развития» в части пунктов для малого и среднего предпринимательства, которые должны быть включены в итоговую редакцию:
«Если говорить о стратегии развития региона, которой занимается врио губернатора Сергей Цивилев, то, на мой взгляд, должны быть обозначены конкретные приоритеты для малого и среднего предпринимательства.
Во-первых, следует создать региональный экспортный центр. Ориентация на экспорт может стать одной из приоритетных задач для нашего региона. Вывоз продукции за рубеж будет подталкивать наших предпринимателей к инновациям и расширению производства. Экспортного центра, в части решения некоторых задач, очень сильно не хватает. По сути, его не то, что надо записывать в стратегию, а уже создавать сегодня.
Что я имею в виду под решением некоторых задач? Это сопровождение производителей, которые умеют выпускать первоклассные соки, но при этом ничего не смыслят в экспорте своей продукции. Они не знают, куда и как везти, где искать контрагентов, кому платить, как выставляться на выставках. Специалисты экспортного центра, в свою очередь, будут знать, с кем лучше договариваться, куда везти продукции, где она будет покупаться, на кого выходить и какие документы оформлять. Это и решит проблему всех тех мелких фирм, которые иногда вместо сопровождения натурально обманывают своих заказчиков, переводя документацию совершенно не так, как это требуется.
Во-вторых, в стратегии развития должны быть упомянуты акселерационные программы. Я вижу очевидную проблему: большинство представителей малого и микробизнеса – это люди, имеющие минимум информации в тех сферах, которые они должны знать. Если предприниматель занимается перепродажей одежды 10 лет, то его знания на том же начальном уровне и у него нет гибкости к изменению, а термин «онлайн-касса» ему незнаком и вообще пугающий. Вот для такого слоя бизнеса и следует создавать акселерационные программы. Они должны возникать на уровне муниципалитетов и образование в них – это непрерывный процесс, чтобы ликвидировать низкую информированность и объяснить, что за большими знаниями скрывается большая выручка, от которой будут большие налоги в бюджет, и более успешное развитие региона, что скажется положительно на всех видах бизнеса. Тогда кузбасский предприниматель поймет, что отвлечение внимания на условные «Шарики» или «Ферму» – это менее продуктивно, чем поиск новых методик в бизнесе или чтение принятых законопроектов, напрямую влияющих на бизнес.
Третья важная тема связана с продуктовым ритейлингом. Я уверена, что на местном уровне, с учетом федерального законодательства, можно создать преференции торговым сетям, кто готов запустить на свои прилавки региональных производителей. Пока же пред мной картина невозможности развития местных ритейлеров из-за засилья федеральных игроков. Соответственно от этого и страдают кузбасские производители. Я не требую каких-то полузаконных действий от исполнительной власти, и при этом уверена, что при должном рвении в изучении законов, можно найти вполне цивилизованные методы для такой поддержки и местного производителя и своей торговой сети».
Фото: Евгений Биятов/РИА «Новости».