В России началась очередная волна банкротств на туристическом рынке. В июне прекратила деятельность «Матрешка-Тур», а на днях его примеру последовала DSBW-Tours. Трудности испытывает и старейший оператор «Натали Турс»: сотрудничество с ним приостановил партнер в Испании, соцсети и СМИ сообщают о проблемах еще в нескольких странах. О том, насколько защищены туристы, как не остаться без отдыха и денег, почему операторы терпят крах, «ФедералПресс» рассказал исполнительный директор Уральской ассоциации туризма Михаил Мальцев:
«Я считаю важным объяснить разницу между «Натали» и DSBW или «Матрешкой». Эти фирмы приостановили свою деятельность, не могут выполнить свои обязательства перед партнерами, и, согласно существующему законодательству, они обратились в «Турпомощь» и в Ростуризм с просьбой компенсировать туристам при помощи имеющихся финансовых гарантий вложенные деньги, а также помочь тем из них, кто уже находится за рубежом. У «Натали Турс» ничего подобного нет, они продолжают свою деятельность и из имеющихся сложностей выходят самостоятельно.
Максимальный уровень банкротств был в 2014 году, с тех пор были введены фонды персональной ответственности туроператоров и другие механизмы компенсаций. Поэтому я могу с уверенностью сказать, что туристы сейчас защищены. Но я по-прежнему рекомендовал бы смотреть в единый реестр туроператорских и турагентских компаний, прежде чем приобретать путевку. Нужно убедиться, что туроператор и турагентство существуют и связаны договорными отношениями. В случае банкротства, если агентства нет в реестре, оператор на практике отказывается от компенсаций, страховые компании тоже не компенсируют такие путевки.
В целом туристический бизнес исключительно уязвим по своей сути. Он зависит от множества факторов, которые невозможно предугадать, предсказать или рассчитать. Как и любой низкорентабельный бизнес, он может в любой момент столкнуться со сложностями. Изменился валютный курс – кризис, ухудшилась внешнеполитическая обстановка – кризис. Я думаю, в данной ситуации мы говорим не о кризисе, а о не вполне верном финансовом планировании отдельных туроператоров.
Достоверной информации о выселении уральских туристов за пределами Испании нет. Я не исключаю, что сейчас история с «Натали» станет предметом спекуляций для абсолютно всех людей, которые когда-либо летали с этим оператором. Посты в соцсетях я не считаю нужным брать в расчет. Когда кого-то выселяют из отеля, он обращается в турагентство, оно пишет заявление туроператору, обычно копию направляют нам.
Не забывайте, что сейчас разгар сезона. Есть масса случаев, когда отели во многих странах делают перебронирование на 10 %, а потом как-то решают этот вопрос. Это никак не связано с оператором. Но сейчас все это проходит под очень чутким вниманием, и даже опоздания или очереди на ресепшне у нервного туриста могут вызвать негативную реакцию».
Фото: Pixabay