Top.Mail.Ru
Общество
Москва
0

«Платят там, где нас нет»

В части кировских СМИ прошла восторженная информация о предстоящем с 1 сентября невиданном росте заработной платы педагогов.

Один телеканал пустил бегущую строку, что зарплаты вырастут аж на 58%. Если бы я не работал в школе, то, наверное, позеленел бы от злости. Опять учителям! За последнее десятилетие уже в надцатый раз! А теперь еще и сразу на 58%!

Однако не стоит спешить с выводами, – считает директор средней школы в поселке Вахруши в Кировской области, учитель истории, публицист и блогер Игорь Олин:

«Такое «повышение» мы уже проходили в здравоохранении, после чего кабинеты врачей продолжают пустовать в отремонтированных государственных поликлиниках. Информационный шум порождает заблуждение: «Платят там, где нас нет». В действительности зарплаты школьных работников не увеличиваются ни на йоту. Изменяется их структура. Если сейчас оклад учителя (педагогического работника) составляет немногим более 7 тыс.руб., то с начала нового учебного года он будет установлен в размере 11163 руб. При этом средняя заработная плата педагогов в Кировской области около 23 тыс.руб., при ее формировании существенную роль играют компенсационные (за проверку тетрадей, классное руководство, руководство методическими объединениями и т.п.) и стимулирующие (за качество, результативность, интенсивность) выплаты. Базовый оклад существенно вырастет, но одновременно пропорционально уменьшатся доплаты и надбавки.

Размеры фондов оплаты труда (ФОТ) учреждений определяются правилами подушевого нормативного финансирования. Это в старые времена Единой тарифной сетки фонд исчислялся с учетом стажа и квалификации сотрудников. В настоящее время он зависит исключительно от числа учащихся и ряда коэффициентов (сельская местность, углубленное изучение предметов, классы для детей с ограниченными возможностями здоровья и т.п.). Например, за 5 лет в нашем коллективе учителей с высшей квалификационной категорией стало на 20 человек больше. Каждый из них в соответствии с положением об оплате труда стал дополнительно получать 30% к ставке. Но так как ФОТ школы от данного фактора не зависит, эти законные и заслуженные выплаты производятся за счет внутреннего перераспределения. Чтобы кому-то что-то дать, необходимо это что-то у кого-то забрать. Подчеркну, зарплаты педагогов могут вырасти только при увеличения норматива подушевого финансирования, что соответственно приведет к росту ФОТ, а иначе мы без конца упражняемся в перемене мест слагаемых.

При планирующемся резком изменении окладов также произойдет незначительное внутреннее перераспределение. Несколько выиграют педагоги с небольшой нагрузкой (в частности, учителя начальных классов), небольшим стажем и меньшей квалификацией. Экономить придется на самых существенных выплатах, к которым в первую очередь относятся стажевые и выплата за наличие квалификационной категории. Но, повторюсь, речь здесь не идет о каких-то серьезных суммах (скорее всего, несколько сотен рублей для одного сотрудника).

Повышение базовых окладов, на мой взгляд, нужно приветствовать. Для всех работников. Анахронизмом выглядят оклады обслуживающего и учебно-вспомогательного персонала в 3,5 - 4,5 тыс.руб. при требовании закона платить не менее МРОТ, который вдвое-втрое выше. Какой в них смысл? Разумно рассуждение министра образования РФ О.Васильевой о соотношении базового оклада и стимулирующих выплат для учителей на уровне 70%:30%. Оклад должен быть достойным, а не унизительным. Работник выполняет свои основные трудовые функции (например, учитель проводит уроки и способен научить детей своему предмету), за что должен получать достойную зарплату. И только потом для желающих - конкурсы, конференции, публикации и т.п.

Движение в эту сторону означает похороны НСОТ (новой системы оплаты труда и эффективных контрактов), введенной лет десять назад. Система оказалась непродуманной, нежизнеспособной, постоянно корректировалась под сиюминутные обстоятельства, породила дикое неравенство в оплате за одинаковый труд с одинаковыми результатами, породила административный произвол, непрозрачность, многочисленные конфликты. С ней следует расставаться без сожаления. Правда, значение грядущих изменений тоже сомнительно. Думается, прорыв в этом направлении может наступить лишь при отказе от надуманных и хитроумно повышаемых усредненных показателей и переходе к контролю ситуации с помощью критерия оплаты за педагогическую ставку. При окладе 11163 руб. с 30% возможных выплат - это 14,5 тыс.руб. Вот реальная заработная плата учителя Кировской области с нормальной продолжительностью рабочего времени».

 

Источник: https://igorolin.livejournal.com/315356.html

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.