Top.Mail.Ru
Общество
Самарская область
0

«У среднестатистического современного человека отсутствует хороший вкус»

По Самаре прошла новая волна установки необычных памятников. Некоторые из скульптур вызвали восторг, иные – вопросы и даже возмущение. Общественники в очередной раз упрекнули мэрию в том, что вместо памяти о заслуженных людях губернии чиновники вновь увековечили что-то другое. Чем надо руководствоваться, устанавливая тот или иной памятник, рассуждает журналист Андрей Сазонов:

«В последние годы в Самаре, как и в любом другом мегаполисе, появилось множество новых памятников – порою превосходных, порою спорных. У кого-то по сей день вызывают сомнения скульптуры так стремившегося в Самару красноармейца Сухова, Юрия Деточкина – героя уроженца Куйбышева Эльдара Рязанова, бравого солдата Швейка, придуманного Ярославом Гашеком в нашем городе, или Буратино возле самарской усадьбы Алексея Толстого. Бронзовые персонажи кино и литературы, несомненно, придают позитив, но есть мнение, что городу нужны иные памятники. Вопрос: какие?

До сих пор не поставлена точка в споре об установке памятника чехословацким легионерам в рамках соглашения с Чехией – местные общественники называют их интервентами и виновниками кровавых событий в Самаре периода Гражданской войны. Создание мемориала бойкотируют не первый год.

Зато решен вопрос с установкой монумента известному среди самарцев в 50-60-х годах городскому сумасшедшему Пине Гофману, что обитал у синагоги, ходил в лохмотьях с карманами, набитыми камнями – сам он утверждал, что это золото, – и присвистывал красивым девушкам. Теперь скульптура юродивого будет служить поводом для разговора между родителями и детьми на тему «межконфессиональных и межнациональных отношений, об отношении к пожилым людям и нездоровым людям», как считают инициаторы установки памятника.

В этом месяце у нас увековечили память «черных гусар», полк которых передислоцировали в Самару в 1910 году. Установили на набережной скульптуру «Клен» в честь одноименной песни ВИА «Синяя птица». Создали композицию из арматуры под названием «Архитектура танца», посвященную творчеству Мариуса Петипа (французский и российский театральный деятель, стоявший у истоков зарождения современного российского балета. – Прим. ред.).

Давать оценку той или иной композиции сейчас нет смысла – на этот счет у каждого есть собственная точка зрения. У среднестатистического современного человека отсутствует хороший вкус, и он не умеет ценить творчество, зачастую не замечая действительно хорошие арт-объекты.

Но я бы хотел обратить внимание на такую вещь – думают ли авторы памятников и городские власти о том, как будут выглядеть эти композиции через несколько десятилетий? Не превратится ли памятник «Архитектура танца» в груду ржавеющих железяк спустя полвека? И выдержит ли композиция в честь песни «Клен» испытание временем, как продукт творчества куйбышевского ансамбля?

В советский период также устанавливали множество монументов. Низкокачественные вещи со временем уходят, на них никто не обращает внимания. Рано или поздно безымянные памятники демонтируют из-за ветхости и ненужности. Со временем уберут и современные творения, не представляющие культурной и эстетической ценности. Именно об этом нужно думать прежде всего, устанавливая тот или иной памятник».

Фото: vk.com / sportkor

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями ПФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.