Удивительные, по мнению юристов, документы оказались в свободном доступе. Так, стали известны результаты проверки в отношении сотрудников полиции Краснодара, которые составляли административные материалы на умерших людей. При этом, исходя из документов, делалось это на протяжении достаточно длительного времени, а наказание вряд ли можно назвать соизмеримым содеянному. О ситуации рассуждает редактор «ФедералПресс» по регионам ЮФО Андрей Гусий:
«Только на этой неделе разгорелся скандал вокруг начальника ГУВД Волгоградской области, который своим волевым решением освободил задержанных, взяв на себя полномочия суда, и вот в центре внимания Кубань.
В свободном доступе оказались результаты проверки в отношении четырех сотрудников полиции Краснодара – двух майоров, капитана и лейтенанта. Поводом для внутреннего расследования, проведенного за период с 2015 по 2018 год, стало составление административных материалов в отношении граждан, живших ранее на Кубани. Проблема в том, что привлеченные лица умерли несколько лет назад.
И вот выявлено несколько случаев составления таких материалов. Что же заставило их так поступить? Давайте подумаем. Я очень сомневаюсь, что это – осознанное желание нарушить закон. Просто-напросто до сих пор практикуется палочная система работы полиции. Когда минимальное количество нарушителей за смену – ограниченно. Именно поэтому во многих случаях правоохранительные органы занимаются не профилактикой правонарушений, как это должно быть, а набиванием показателей, заботливо перенося их в карточку учета нарушителей по итогам смены и передавая данные выше. А потом мы слышим о задержаниях, сделанных на основании сомнительных поводов.
Но суть даже не в палочной системе, об отмене которой заявляли Нургалиев и Колокольцев. Да и кто только ее на словах не отменял. Суть – в наказании, которое понесли четыре сотрудника за, можно сказать, подделку документов, подлог данных, да и такое вальяжное использование своего служебного положения.
Мы часто слышим о соизмеримости наказания и содеянного проступка. Говорят это и в судах, и в полиции, да и в других ведомствах. Мысли сводятся к тому, что нельзя ужесточать наказание, но и нельзя покрывать преступления и правонарушения.
Говорить о соизмеримости наказания содеянному в данном случае лично мне достаточно тяжело. Им вынесли тяжелейшее наказание – замечания. То есть сотрудникам полиции отметили, что закон нарушать нельзя, даже в угоду показателям. Надеюсь, что они услышали этот, как мне кажется, прекрасный и дельный совет.
А теперь представим. Сидит дома жена умершего несколько лет назад. Приходит ей документ о том, что, предположим, ее муж несколько дней назад употреблял спиртные напитки в общественном месте, поэтому надо оплатить штраф. Естественно, она пошла жаловаться. Но ворон ворону глаз не выклюет, поэтому в решении сказано – замечание. Можно сказать, погрозили пальцем.
А в ответе на ее жалобу будет отмечено, что сотрудник полиции понес наказание. Правда, не указано какое – частая практика. Это еще одна особенность проведения внутренних проверок и ответа заявителю об их результатах.
Отдельного внимания заслуживает попадание документов в общий доступ. На обратной стороне бумаг было распечатано решение для одного из кубанских адвокатов. То есть результат проверки использовался как черновик – кончилась чистая бумага. Разве это не прекрасно?
Это говорит об особенной культуре работы со служебной документацией, пусть и испорченной версией, пущенной на черновики. Сотрудники просто даже не посмотрели, на чем распечатывают постановление. А ведь документы бывают разные.
А потом жители спрашивают копии документов или говорят о том, что их заявление потерялось. Нет ничего удивительного, можно поискать их в решениях и постановлениях, которые были кому-то выданы.
И в конце хочется отметить, что редакция «ФедералПресс» обратилась с официальным запросом в адрес начальника ГУВД Краснодарского края Владимира Виневского, чтобы он поделился своим мнением о действиях его подчиненных и о соизмеримости наказания, о котором так часто говорят правоохранительные органы».