В уходящем году школы сотрясла череда преступлений и скандалов. Дети тыкали друг в друга ножами и топорами, взрывали и расстреливали, а когда под рукой не было оружия, кидали снежками, толкали и пинали. Последний инцидент случился на днях в одной из школ Краснокамска. Местные власти в официальном релизе пообещали выявить виновного и наказать. Что не так в привычном сценарии – в «личном взгляде» обозревателя «ФедералПресс» Михаила Майорова:
«В одной из школ Краснокамска случился конфликт между учениками пятого класса. По предварительным данным, дети на стадионе школы играли в снежки. Девочка попала снежком в одного из одноклассников, на что последний отреагировал, поставив подножку, и уронил девочку на снег. Обстоятельства происшествия расследует комиссия из специалистов местного управления образования, регионального минобра и КДН – комиссии по делам несовершеннолетних. Материалы дела уже переданы в полицию и прокуратуру. Должностных лиц обещают привлечь к дисциплинарной ответственности, а в регионе – выстроить трехуровневую систему психологической помощи семье и ребенку, начиная с психологов и социальных педагогов в школах. Мам и пап хотят вернуть за парты школ родительских компетенций, чтобы рассказать им об актуальных мерах воспитания.
Образцово-показательная реакция на инцидент. Но должен ли конфликт пятиклассников быть предметом официального релиза региональных властей? По идее – нет, масштаб не тот при всем уважении к чувствам детей и их родителей, для которых конфликт, конечно же, стал сильнейшим стрессом. Надо ли устанавливать и наказывать виновных по случаю каждого синяка и ссадины в школе? По идее… а вот неважно, что по идее не надо.
Дело в том, что система образования угодила в ловушку, когда было решено не учить, а оказывать образовательную услугу. В этот момент следственным органам и прокуратуре открылась еще одна территория применения статьи «Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности». А родители (опекуны) получили точку опоры, на которую в пределе можно установить рычаг потребительского экстремизма. Учителя и врачи уже хорошо усвоили, что их уволят практически по любой жалобе.
Поэтому не могу осуждать бюрократические методы защиты, стремление не выносить сор из избы и перекладывание ответственности на стрелочника-учителя. Это обычная житейская практика, почему в школе должно быть по-другому? Тому же учителю все равно терять нечего. Деньги платят невеликие, при дефиците кадров можно получить столько же в соседней школе за тридцать шесть часов работы плюс классное руководство. Или вообще сменить сферу деятельности, если заработная плата и удовольствие от работы не компенсируют рост нагрузки и ответственности.
Дай волю, и на учителей повесят надзорные, правоохранительные, здравоохранительные и прочие функции. Вот краткий перечень инициатив только за минувший год: обязать учителей оказывать детям первую помощь, обязать учителей ходить по квартирам учеников и выявлять факты детского и семейного неблагополучия, для чего фиксировать в актах доходы родителей, наличие одежды, мебели, продуктов в холодильнике, обязать учителей совместно с юными инспекторами дорожного движения дежурить на перекрестках, мониторить соцсети учеников, выявлять наркоманов среди школьников.
Обязанности подразумевают ответственность и, что важнее, полномочия для их реализации. У профильных структур (врачи, полицейские, прокуроры) они закреплены федеральными законами. А что может учитель? Он может получить медаль «За отвагу», подставив себя под ножевые удары. И, собственно, все. Потому что я не знаю, как можно разнять дерущихся пятиклассников так, чтобы не возбудить праведный гнев родителей и следственные органы.
Сто лет назад Викниксор мог орать на учеников, таскать их за шиворот, сажать в карцер и сдавать в спецшколу. Да, это был ужасный инструментарий, но у современного учителя в парадигме «ребенку можно все, а взрослому человеку в ответ ничего» вообще никакого нет. Даже возмутиться нельзя, иначе сразу – звезда YouTube и подследственный. Эту проблему видят, и Национальный родительский комитет предлагает решить ее федеральным проектом «Психолог для учителя». Да, вы правильно поняли, учителей хотят обязать посещать психолога, чтобы «предотвратить агрессию учителей по отношению к школьникам».
А если учителю однажды надоест быть всегда виноватым? Нажмет он тревожную кнопку и сообщит: ученик не реагирует на замечания, срывает оказание образовательной услуги, оплаченной государством, прошу принять меры. Никого же не удивляет, что к дебоширам в оказывающий услуги кинотеатр вызывают полицию для наведения порядка. Здесь другое? В школе учитель должен воспитывать и учить, опираясь исключительно на педагогическое мастерство? С чего вы взяли? Прокуратуру и полицию о поведении вашего ребенка уведомят, иск о взыскании ущерба бюджету за срыв урока составят, на комиссию пригласят. Если маятник качнется в другую сторону».
Фото: УралПолит.ру