Новая угроза нависла над Россией. США, Британия и ЕС грозятся объявить нашей стране очередные санкции, выставив ее единственным виновником инцидента со столкновением российских и украинских боевых кораблей в Керченском проливе. О том, как спровоцированное боестолкновение связано с борьбой за перехват американцами европейского газового рынка у России, рассуждает обозреватель «ФедералПресс» Дмитрий Мирошников:
«Соединенные штаты Америки ни капельки не стесняются. Соединенные штаты Америки говорят о своих желаниях напрямую. Так, официальный представитель госдепа, имя которого сайт ведомства почему-то умалчивает, произнес самые важные слова, раскрывающие суть всей выстраиваемой мировым гегемоном партии: «Керченский инцидент должен стать напоминанием нашим европейским союзникам о том, что проект «Северного потока-2» – это плохая идея». Он также отметил, что строительство газопровода в обход Украины не способствует сдерживанию российской агрессии.
Вот оно что, Дядя Сэм? Так значит, вторая очередь газопровода наносит удар европейской безопасности? А что же тогда безопасность укрепляет? Исходя из логики США, ее укрепляет американский сжиженный газ.
Еще несколько лет назад, благодаря освоению сланцевых месторождений, США вышла на первое место в мире по добыче природного газа, обогнав по этому показателю Россию (2- место) и другие страны. Но товару требуется продавец. И, не удовлетворившись внутренним рынком сбыта США, вступили в борьбу за европейских потребителей, решив потеснить старого и проверенного партнера ЕС – Россию.
В июле 2017-го на II саммите Three Seas Initiative Дональд Трамп встретился в Варшаве с девятью лидерами стран, входящих в проект «Триморье», который, по замыслу авторов из Варшавы, должен экономически консолидировать страны Вышеградской группы (союз Польши, Чехии, Словакии и Венгрии), балтийские государства, а также Хорватию, Австрию, Словению, Болгарию и Румынию. За исключением Австрии, все эти страны являются в той или иной степени сателлитами США, а их правящие элиты традиционно противопоставляют себя странам старой Европы. На совместной конференции с Трампом президент Польши Анджей Дуда заявил о планах превратить государство в энергетический хаб для поставок СПГ из США в Центральную Европу.
В том же году «Польская нефтяная и газовая компания» (PGNiG) заключила пятилетний договор на поставки СПГ из США с британской компанией Centrica. Восточно-европейская страна уже располагает терминалами приема и регазификации СПГ, активно продвигает проект Baltik Pipe (газ с норвежского шельфа через Данию в Польшу). Ее контракт с «Газпромом» заканчивается в 2022 году.
Впрочем, одного восточноевропейского рынка американцам явно недостаточно. Здесь и объемы потребления небольшие и клиенты не особо богатые. Поэтому уже в этом году американцы продолжили войну за газовый рынок, поведя атаку на главного российского партнера по закупкам голубого топлива – Германию.
Поддавшись напору «выкручивающих руки» американцев, канцлер ФРГ Ангела Меркель предложила правительственную поддержку коммерческих усилий для того, чтобы в Германии появился американский газ. Это стало главной уступкой Меркель президенту США Дональду Трампу, который пытается ослабить позиции России на крупнейшем в Европе энергетическом рынке, писал в октябре The Wall Street Journal.
В середине осени на закрытой встрече с депутатами канцлер сообщила, что правительство решило взять на себя часть финансирования строительства терминала для сжиженного природного газа (СПГ), который будет расположен на севере Германии. Примечательно, что до последнего времени главный экономический локомотив Европы предпочитал не связываться с американскими компаниями, закупая летучий углеводород у России. Однако, поддавшись давлению США, Германия была вынуждена поменять свои приоритеты. По словам источников, Меркель во время встречи не воспринимала свою перемену в отношении к американскому газу как поражение, но назвала это «стратегическим» решением, которое может окупиться в долгосрочной перспективе.
Однако события стали развиваться стремительно, и уже через несколько месяцев немцы вынуждены начать корректировать свою позицию. Здесь свою роль сыграло не только азовская баталия, используемая США как еще один рычаг для давления.
«Российским судам из региона Азовского моря нужно запретить заходить в порты Европы и США», – заявила генсек Христианско-демократического союза (ХДС) Аннегрет Крамп-Карренбауэр, заодно потребовав пересмотреть позицию Берлина по реализации проекта «Северный поток-2», который Германия в целом пока поддерживает.
«Я думаю, что нужно сделать выводы из полученного опыта, который свидетельствует о том, что наша линия поведения (в отношении России – ред.) еще не достигла нужной жесткости. Иначе (российский президент Владимир) Путин не решился бы на этот шаг», – заявила немецкий политик Крамп-Карренбауэр, накануне ставшая лидерам правящих в Германии христианских демократов и неофициальным наследником Ангелы Меркель.
События в Керченском проливе дали очередной импульс в антироссийской политике Запада. Однако, столкновению в Азовском море предшествовала целая череда провокаций, о которых «ФедералПресс» подробно писал в материале «Государство-диверсант. Почему провокации Украины в Крыму – уже традиция» http://fedpress.ru/article/2158742.
В итоге, очередной интервенции западной Антанты мы так и не увидели. Зато столкновение в Азовском море фактически оказалось одним из боев США за газовый рынок Европы. Впрочем, пока эти атаки остаются тщетными. Как стало известно уже в декабре, после ввода в строй второй очереди «Ямал СПГ», Россия значительно увеличила свою долю на европейском рынке сжиженного газа. По данным международного консалтингового агентства ICIS, в ноябре она составила уже 17 %. Тем самым наша страна стала второй по величине источником снабжения сжиженным газом для Европы».