Top.Mail.Ru
Общество
Россия
0

«Представления о гражданских свободах в России иные, чем у европейцев»

Последние недели новостные сводки наполняют сообщения из Франции, где проходят протесты, вызванные повышением цен на топливо и переросшие в беспорядки с требованием об отставке президента Эммануэля Макрона. В России недовольных повышением стоимости топлива тоже достаточно, но они, хотя и ворчат, все равно платят, выплескивая негатив в интернете или разговорах на кухнях. И такая сдержанная реакция применима не только к ситуации с ценами на бензин. Возможен ли в России французский сценарий? Готово ли население России выступать «против», выйдя на улицы? Своим мнением на эту тему с «ФедералПресс» поделился социолог, руководитель центра «Региональные исследования» Дмитрий Лобойко:

«Протесты во Франции изначально начались из-за недовольства граждан повышением цен на топливо, но к ним быстро добавилась еще 25 требований, в том числе об отставке президента Эммануэля Макрона. Таких протестов в Европе, пожалуй, еще не было. За ними нет партий, профсоюзов и явных лидеров. Однако они хорошо организованные, многочисленные и преследуют не только декларируемые экономические цели.
Чтобы понять, стоит ли в России ждать свои «желтые жилеты», следует разобраться в природе конфликта, развивающегося во Франции, а также понимать разницу в политической культуре и управленческой стилистике элит наших стран. А французская политическая культура серьезно отличается от российской. Но и элиты отличаются кардинально. Во Франции иная традиция выражения свободы мнения и отличный от российского взгляд на допустимость насилия. Печально известный журнал Charlie Hebdo никогда не был слишком популярен среди парижан, многие относились к нему даже брезгливо, но… нападение на редакцию сплотило всю страну: свобода слова неприкосновенна. Сложно представить, что во Франции государство пыталось бы закрывать СМИ или давить на какие-то редакции. В России такие фантазии не кажутся фантастическими. Истории НТВ, ТВ6 и множества меньших по размеру и влиянию СМИ ясное тому подтверждение.

Представления о гражданских свободах и сама ценность свободы в России иные, чем у европейцев. Во Франции каждую неделю (и это не преувеличение) проходят по несколько забастовок и акций протестов. Порой это доходит до абсурда, но права человека там возведены в абсолют, и огромное количество фондов и НКО занимаются защитой этих прав. При этом никакой охоты на ведьм и выявления «иностранных агентов». У нас же традиция уличных протестов только формируется, и власть не без успеха старается привить гражданам так называемую «выученную беспомощность»: выходить бессмысленно, ничего не изменить и т.п.

Эммануэль Макрон в открытую заявляет, что в произошедшем есть большая доля его вины. Это почти невозможное заявление для представителей нашего правящего класса. Возможно, потому что Макрон – философ. И это действительно важно, это не просто фигура речи. Макрон, будучи учеником философа Поля Рикёра, является сторонником так называемой «теории полифонии», или многообразия интерпретаций. То есть свободное обсуждение для него – это наиболее понятная и наилучшая стратегия решения проблем. Он готов вести переговоры, слушать противную сторону и даже уступать. Вспомним, что в 2016 году, когда он создал свою партию «Вперед!» или «На марше!» («En marche!»), тогда еще не президент Франции охарактеризовал ее как «современный проект, предлагающий эффективную стратегию преобразования страны, не являющийся ни правым, ни левым, и, следовательно, выражающий интересы всего общества». Этот политтехнологический продукт оказался успешным, Макрон стал президентом, а традиционные французские партии погрузились в ревизию ошибок и внутренние реформы. И вот протест «желтых жилетов» оказался без традиционных вождей из профсоюзов и партий. Это своеобразное гибридное зеркало «ни правого, ни левого» политического проекта Макрона. Зеркало, очень напоминающее продукт политических технологий. Явно имеющий центры управления, отличающийся отличной (само)организацией, формально существующий без лидеров и «говорящих голов», но чудесным образом способный формулировать консенсусные для всего движения манифесты и требования.

Стоят ли за «желтыми жилетами» США, недовольные планами Эммануэля Макрона создавать единую европейскую армию, независимую от НАТО? Стоит ли, как уверяют украинские политики, за протестующими Россия, дестабилизирующая ситуацию в стране, чей президент примеряет на себя роль европейского лидера и пытается консолидировать Европу против России? Стоят ли за происходящим в Париже какие-то европейские элиты? Если стоящие за «жилетами» силы действуют грамотно, то мы вряд ли скоро их узнаем. А действуют они, как мы видим, грамотно, но… в условиях Франции. В России возникновению таких протестов помешают «выученная беспомощность» граждан, навязываемая властью, отсутствие профсоюзов, партий и НКО, отсутствие традиции выходить на улицы, тотальное недоверие не только вертикальное, то есть граждан к государственным институтам, но и горизонтальное, то есть людей друг к другу. Традиция российской власти говорить с оппонентами, как с террористами, то есть не договариваться ни при каких обстоятельствах, тоже играет свою роль. Опять же купирование любых проявлений оппозиционности Центрами «Э» и т.п. органами.

Это не значит, что «желтые жилеты» в России невозможны. Я говорю лишь о том, что вероятность их крайне мала. Но если ситуация все же вызреет, то французский бунт, возможно, будет смотреться мирной первомайской демонстрацией».

Фото со страницы Д.Лобойко в социальной сети.

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.