Начало года в Приморье выдалось скандальным: в первые дни после праздников приморцы стали обсуждать новость о планах построить в регионе «ядерный могильник». Уже объявлено о проведении митингов и пикетов, один из которых уже состоялся. Уговоры и обещания не ввозить ядерные отходы из Японии, которая софинансирует проект, на народ не подействовали. Своим мнением насчет «взрывоопасной» ситуации в регионе поделилась Анна Миронова:
«Кажется, после всех трагедий, связанных с атомной силой, которые человечество пережило в XX-XXI веках, а это как минимум, Чернобыль и Фукусима, от радиофобии нам с вами не избавиться никогда. Именно поэтому все, в названии чего есть слова «ядерный» или «атомный» вызывают в каждом из нас панику.
А теперь поставьте себя на место среднестатистического приморца. У него нет глубоких познаний в науке и истории. Он не знает, чем пресловутый могильник отличается от центра кондиционирования и хранения. У него есть семья и маленький ребенок, и каждое лето они ездят в живописные места Приморья отдыхать – обычно с палатками прямо на морской берег. Из любимых особенно – воды рядом с поселком Дунай, где и собираются строить скандальный центр. К этому бэкграунду добавьте щепотку паники от слова «ядерный» и, наконец, заголовки изданий, желающих нажиться на кликах, то становится совсем страшно, до мурашек: «В Приморье построят ядерный могильник», «Ядерные отходы из Японии будут перерабатывать в Приморье».
То есть, люди хотят жить своей привычной жизнью, не бояться, что некий ЯДЕРНЫЙ могильник, который построят возле одного из любимых мест отдыха, взорвется, и им придется эвакуироваться.
Но проблема-то не в людях. Просто им никто не объяснил, что происходит. Подумали, что сами разберутся. Не разобрались, не отличили ядерный могильник от центра кондиционирования. Испугались аварии и лучевой болезни.
Но во всей этой истории есть еще одна сторона, которая страшнее незнания науки – незнание истории. Если бы те испуганные люди, которые сегодня выходят на митинги, знали бы все, что происходило в Приморье в советские годы, они бы умоляли построить у нас центр кондиционирования.
Почему? Да потому что зараженного ядерного мусора в Приморье, кажется, больше, чем на соседней Фукусиме. Просто там молниеносно начали все очищать и уничтожать последствия, а у нас, как это водится, забыли или забили.
С 60-х годов в Приморье хранится отработанное ядерное топливо. В 1985 году произошла радиационная авария в бухте Чажма. Тогда при перезарядке активных зон реакторов атомной подводной лодки от взрыва сразу же погибло 10 человек. В центре взрыва уровень радиации, определенный впоследствии по уцелевшему золотому кольцу одного из погибших офицеров, составлял 90 000 рентген в час. Населению о произошедшем не сообщили, ввели режим информационной блокады. Известно, что всего в результате аварии пострадали 290 человек. Из них 10 погибли в момент аварии, у 10 зафиксирована острая лучевая болезнь, у 39 – лучевая реакция.
И, тем не менее, мы с вами не боимся отдыхать в соседних бухтах, ловить в них рыбу и морепродукты. А строительства центра, который, наконец, поможет экологии, мы боимся до истерики».